Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N1 / 2002

"Трудовая прокуратура" на страже интересов работника

Иванов Сергей Николаевич,

заместителем руководителя Департамента государственного
надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
и охране труда федеральной инспекции труда

Сергей Николаевич! Что на сегодняшний день представляет собой федеральная инспекция труда? Какова ее структура?

— В 2000 году Правительство РФ утвердило Положение о федеральной инспекции труда. В нем сказано, что федеральная инспекция труда — это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Наша инспекция порождена международными правовыми нормами. Это говорит о значимости этого контрольно-надзорного института не только в России, но и в мире.

В составе федеральной инспекции — Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В ее состав также входят государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Они являются территориальными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В настоящее время возобновила свою деятельность вновь сформированная государственная инспекция в Чеченской республике.

Какие основные функции выполняет федеральная инспекция труда?

— Прежде всего, нужно сказать о функциях государственных инспекций труда. Они осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда на соответствующей территории; расследуют несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают дела об административных правонарушениях, подведомственные им в соответствии с КоАП РСФСР; проводят работу по правовому воспитанию; ведут прием граждан; рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав; выполняют другие функции, предусмотренные положением.

Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, наряду с перечисленными функциями, осуществляет руководство работой государственных инспекций труда и контролирует их деятельность; обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике; готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.

Мы подготавливаем отчеты и направляем их Международной организации труда, Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Генеральной прокуратуре РФ.

Кадровики считают, что государственные инспекторы труда придут не к ним, а к специалистам по охране труда. Действительно ли инспекции труда уделяют большее внимание именно охране труда?

— Нет, это глубокое заблуждение. У нас же два вида инспекторов: инспектор по охране труда и правовой инспектор!

Какие основные институты трудового законодательства являются предметом контроля государственных инспекций труда?

— Практически все. Это и правильность оформления трудовых отношений, и соблюдение трудовых прав отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних), и своевременность выплаты заработной платы, и так далее по КЗоТ РФ.

Проверяется ли документация по учету кадров?

— Обязательно. И в первую очередь проверяется правильность оформления документов о приеме, перемещении и увольнении работников, заключения трудовых договоров (контрактов), соблюдение порядка ведения трудовых книжек. Кроме того, проверке подвергаются документы о выплате заработной платы, премий.

Какие виды надзора и контроля осуществляют государственные инспекции труда?

— Прежде всего, это плановые контрольно-надзорные мероприятия. Это означает, что проверки проводятся по утвержденному на год (полугодие) плану. Наряду с плановыми, проводятся и внеплановые проверки.

Проверки проводятся, как тематические, так и комплексные. Государственные инспекторы труда работают во взаимодействии с сотрудниками прокуратуры, налоговых органов, органов санэпиднадзора и других органов. Цель инспекции — чтобы она работала не сама по себе, а как звено контрольно-надзорной системы.

Как часто к Вам обращаются граждане с заявлениями и жалобами о нарушении их трудовых прав и как быстро Вы реагируете на такие обращения?

— Обращаются постоянно — отделы просто «задыхаются» от жалоб. Реагируем в месячный срок, то есть в срок, установленный законодательством. Если факты нуждаются в проверке — мы выезжаем на место или направляем письмо в инспекцию. А уже сами инспекции на местах проверяют и сообщают итоги проверок. Нам же проверить отсюда конкретный трудовой спор очень сложно. Бывает, что и после проверки, жалуются повторно.

В каких формах осуществляется надзор и контроль?

— Это обследование производственных помещений, территорий и оборудования, изучение и анализ документации, получение объяснений от руководителей и должностных лиц проверяемых организаций, а также иные формы, предусмотренные законодательством.

Какие основные этапы проверки и как документально оформляется каждый этап?

— Прежде всего, государственный инспектор труда должен предъявить представителям организации распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю и служебное удостоверение. Далее оформление осуществляется в порядке, установленным новым Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В нем детально расписан каждый этап проверки.

Выявив нарушение, инспектор труда составляет предписание. Если оно не выполняется, то составляется протокол, выносится постановление и запускается процедура привлечения к ответственности. Если предписание не исполняется добровольно, то привлекается служба судебных приставов для принудительного исполнения.

Помимо названного федерального закона инспекторы руководствуются иными нормативными правовыми документами, а также методиками проведения проверок.

Ваши методики доступны для проверяемых или предназначены только для служебного пользования?

— Если проверяемые будут знать наши методики, то вряд ли это будет эффективная проверка.

А как же опыт налоговых органов, Госстандарта России? Их методики и регламенты доступны. При этом они исходят из того, что потенциальные проверяемые, зная что именно потребуют от них проверяющие, смогут правильно подготовиться к проверке и не препятствовать ее проведению. Тем самым как раз и реализуется первоочередная задача государственного контроля — предупреждение нарушений?

— Возможно, стоит подумать над этим. Рациональное зерно в этом есть. Можно, например, сделать более доступной информацию о ходе проверки (что и как проверяется, перечень проверяемых документов и т.д.), так сказать, определить общий контур проверки. Может быть, как Вы и подсказали, есть смысл подготовить такой усеченный вариант. Но, конечно же не все материалы должны быть доступными. Результатом чрезмерной открытости могут стать и подтасовки, и формальный подход к соблюдению трудового законодательства.

Кстати об открытости. Начальники отделов кадров, инспекторы по кадрам имеют представление об инспекции труда. По другому дело обстоит с представителями новой школы управления кадрами — менеджерами по персоналу. На одном из форумов в Интернете, посвященном управлению персоналом, задавался вопрос: «Кто такие инспекторы труда, имеют ли они право проверять предприятие и можно ли захлопнуть перед ними дверь?»

— Действительно, проблема существует. Если даже некоторые работники милиции сами, будучи сотрудниками правоохранительных органов, не знают о существовании государственной инспекции труда, то удивляться не приходится. Для того, чтобы и начальники отделов кадров, и менеджеры по управлению персоналом знали о нашем существовании, мы и работаем со средствами массовой информации.

В отношении того, можно ли захлопнуть дверь перед инспектором труда, напомню, что воспрепятствование деятельности государственных инспекторов преследуется по закону.

Кто все-таки чаще попадает в поле контроля инспекторов труда: государственные или коммерческие предприятия? Есть ли отличия между проверками первых и вторых?

— Мы проверяем и тех и других. Кроме того, контролю подвергаются не только российские, но и совместные предприятия. Например, недавно была проведена проверка «Макдоналдс».

Разделения предприятий на государственные или коммерческие, как объектов контроля, нет.

А на крупные и малые?

— Малые предприятия проверяются наравне с другими. Особенно в Москве. Законодательство о труде распространяется на всех. И оно, к сожалению, чаще всего нарушается именно на малых предприятиях. К тому же, если крупные государственные предприятия нас знают, то вышеуказанная категория — не всегда. Хотя они утверждают, что их одолели контрольно-надзорные органы — это далеко не так. Но если говорить обо всей системе государственного контроля (надзора), то какой-то один координирующий орган конечно должен быть. Безусловно, если на предприятие каждый день будут приходить по инспектору из каждого контрольно-надзорного органа, то когда же предприятию работать?

Какие наиболее распространенные правонарушения можно выделить?

— Это нарушения, связанные с оформлением трудовых отношений — не заключаются трудовые договоры, администрация не знакомит работников с приказами, трудовые книжки своевременно не заполняются. Целый пласт нарушений — это переводы без согласия работника, когда такое согласие необходимо по закону. Часто увольняют по сокращению штата без соблюдения предусмотренных процедур. Встречаются нарушения в отношении работающих женщин, несовершеннолетних. Нарушения законодательства о дисциплинарных взысканиях также весьма распространены. Проблема задержки выплаты заработной платы сейчас не такая острая, как в начале и середине 90-х, но она осталась. Невыплата пособий и компенсаций — тоже типичное нарушение. Так или иначе выявляемые нарушения касаются практически всех институтов трудового законодательства.

Что ожидает предприятие, если государственные инспекторы труда выявили нарушение трудового законодательства?

— Если речь идет об административном правонарушении, то максимальный штраф, предусмотренный действующим Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, а именно, статьей 41, равняется 100 минимальных месячных размеров оплаты труда.

Причем, руководители государственных инспекций труда управомочены налагать штраф до 100 ММРОТ, государственные инспекторы по охране труда и государственные правовые инспекторы — до 50 ММРОТ. Это определено статьей 210 КоАП РСФСР. Но такой штраф для юридических лиц ничего не значит.

Если же в деянии имеются признаки преступления, то штраф гораздо больше — до 700 ММРОТ. Но это уже не наша юрисдикция — штрафы, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, налагает суд.

В настоящее время индивидуальные предприниматели стали «укрупняться». В найме у них на сегодняшний день может быть от 10 до 100 работников. Проверяются ли предприниматели без образования юридического лица на предмет соблюдения трудового законодательства в отношении наемных работников?

— Как правило, такие проверки осуществляются по сигналам. Так, чтобы планировать — нет.

Не секрет, что в настоящее время очень много нареканий на инспекторов госторгинспекции и санэпиднадзора, налоговых инспекторов. А много ли жалоб на государственных инспекторов труда?

— Ко мне поступают жалобы только на руководителей государственных инспекций по труду. Действия инспекторов обжалуются в порядке подчиненности или в судебном порядке. Мы вмешиваемся в эти процессы только при жалобах на руководителей инспекций.

А о коррупции, злоупотреблении должностными лицами своими полномочиями речь не идет?

— По регионам, может быть, два-три случая за прошлый год можно назвать. К этим вопросам вообще следует подходить очень осторожно. Ведь ин­спектор труда всегда в «зоне риска». И удивляться, что оштрафованные хотят отомстить инспектору, не приходится. Случаи подлога, фальсификации также часты, как и обвинения в коррупции.

Кто осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда?

— Прежде всего, это Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В июле 2000 года проверялась инспекция труда по городу Москве. Была составлена справка, был приказ министра о принятии мер в связи с выявлением недостатков в работе инспекции. В результате отдельные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В этом году такие проверки проводились в Калининградской и Волгоградской областях. По их результатам подготовлены соответствующие приказы — они сейчас у Министра труда и социального развития РФ.

Но и нас проверяют. Так, в прошлом году с февраля по июнь проверку проводила Генеральная прокуратура РФ. На коллегии Генеральной прокуратуры слушался вопрос о работе федеральной инспекции труда по регионам. Был издан приказ, в котором были отражены соответствующие решения коллегии по выявленным серьезным недостаткам с поименным указанием инспекций. Эти инспекции отчитались перед нами о принятых мерах.

Ожидается ли изменение статуса и функций государственных инспекций труда после вступления в силу нового Трудового кодекса РФ?

— Да. Но Трудовой кодекс не решит всех проблем.

Каждый день люди гибнут на производстве, несчастные случаи приводят к потере здоровья и утрате трудоспособности.

Нужно, чтобы каждый день была известна ситуация, чтобы «картинка» поступала из каждого района. Это сейчас, к сожалению, невозможно. Но в идеале — так должно быть.

Мое личное мнение — было бы разумно строить работу инспекций труда по территориально-функциональному принципу. Есть так называемые «отраслевики», которые работают по агропромышленному комплексу, по производственной сфере, железнодорожному транспорту и т.д. Плюс еще должны быть округа. Данная схема работы воплощена нами в Алтайском крае, в Московской области. Было бы целесообразно сделать так по всей стране — объединять районы, делать паспорт соблюдения законодательства по труду.

Почему о нас не слышно как о налоговой инспекции, прокуратуре? Потому что сейчас очень мало инспекторов. Инспекторский состав надо расширять — убежден! На область — 25—70 человек! В корне этой проблемы — крайне низкое финансовое обеспечение.

У руководителей территориальных инспекций должностные оклады меньше в 2-3 раза чем у служащих администраций субъектов Российской Федерации. То, что необходимо повышать роль инспекции — никакого сомнения не вызывает.

Если мы хотим эффективности, то идти надо примерно по тому же пути, что и Генеральная прокуратура — а она требует увеличения штатов. Мы же, просим хотя бы не снижать численность. То есть, проблема упирается в кадры. Как минимум, в каждом районе должно быть по одному инспектору труда. Мы, к сожалению, до такого уровня еще не дошли.

А как же внештатные инспекторы?

— Дело в том, что в связи со вступлением в силу нового Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» практика привлечения внештатных инспекторов прекращена.

Работа внештатных инспекторов строилась только во взаимодействии с государственными инспекторами и под их контролем. Самостоятельная деятельность таких сотрудников, порождающая правовые последствия не имела места. Но в настоящее время и статус государственного инспектора труда — одна из существенных проблем.

Вы полагаете, что статус инспектора труда следует пересмотреть?

— Несомненно, хотя сделать это в рамках действующего в настоящее время законодательства очень сложно. Вопрос о наделении государственного инспектора дознавательскими функциями, об участии государственных инспекторов в работе трудовых судов после того, как они начнут работать в полную силу нам рано или поздно придется решать.

В рамках проводящейся в стране судебно-правовой реформы мы не сможем изменить существующее сегодня положение, не затрагивая инспекцию труда. Это значительный пласт именно судебно-правовой реформы, а не реформы исполнительной власти. Ведь инспекции труда по своим функциям — правоохранительные органы.

В заключение нашего интервью, что бы Вы сказали нашим читателям?

— В трудовом законодательстве есть два понятия: труд и быт. Труд — это половина жизни человека. И всем тем, кто решает кадровые вопросы на предприятии, нужно помнить, что федеральная инспекция труда — это «трудовая прокуратура» и она всегда на страже интересов работников.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».