Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N2 / 2002

Профессионализм, как реализация жизненного смысла

О.С. Перминова,


психолог

В публикациях и выступлениях,посвященных вопросам мотивации персонала, всечаще и чаще высказывается тезис о том, что смыслтруда перестал сводиться только к материальнойзаинтересованности. Действительно, в условияхроста как количества предприятий, так и ихразмеров, проблема поиска иного смысла, кромезаработной платы, становится одной из важнейшихзадач.

Исследований в области мотивациинемало. Однако ни одно из них до конца не выявляетмеханизм эффективного стимулирования работника.Еще меньше внимания уделяется описаниюмеханизма внутренней, личностной мотивации.

В 2001 году было проведено авторскоепоисковое исследование. Основная его цель заключаласьв изучении путей самореализации личности иопределения степени того влияния, котороепрофессиональная деятельность оказывает наличностный рост человека.

Особый акцент в исследовании былсделан на последнюю потребность в знаменитойпирамиде
А. Маслоу — потребность в самовыражении. Этотуровень представляет собой кульминацию всехнизших, средних и высших потребностей homo sapiens. Наэтом этапе человек стремится реализовать свойпотенциал. В сущности, самовыражение являетсяиндивидуальной мотивацией человека кпреобразованию восприятия самого себя вреальность. Обращаясь к данному уровню своейличности, он может испытывать напряжение из-заневозможности быстрого решения проблемысамовыражения, вследствие чего ему приходитсяискать пути для снятия накопленного внутреннегодискомфорта. Поиски способов самовыражениясопровождаются различного рода кризисами (т.н.экзистенциальными кризисами, поисками смыслажизни). И только выработанные со временеммеханизмы устранения дискомфорта приводят ксостоянию личностной гармонии, или, в более узкихтерминах, удовлетворенности от различных сфержизни.    

Исходя из вышеуказанной цели, былисформулированы следующие задачи:

1. Выделение аспектов психологическогопространства человека.

2. Установление важностипрофессионального аспекта личности менеджера иего влияние на личный аспект.

Для их решения, менеджерам по продажамбыла предложена анкета (см. в разделе «Бумаги» —стр. 64).

Результатами анкетирования сталовыделение трех групп опрошенных. Критерием дляподобного разделения послужило субъективноеопределение части жизненного пространства,предназначенного для профессиональнойдеятельности.

Группа выборки (%) Часть занимаемая работой (%) Часть жизненного пространства,
№ 1 56 45—65
№ 2 32 70—95
№ 3 16 25—40

Анкета была составлена таким образом,чтобы максимально охватить все областижизненного пространства индивида. Все вопросыбыли «закрытыми» — в качестве вариантов ответоввыступали «да» или «нет» (иногда промежуточноезначение), а также различные утверждения илигруппы утверждений.

Анкета включила в себя и оценочныевопросы, обычно направленные на выявлениеотношения респондента к предыдущему ответу,например, «Устраивает ли Вас...?», «Как Вы к этомуотноситесь?» и т.д. В анкетном варианте все этивопросы носили скрытый оценочный характер, дабыполученные ответы не повысили уровеньличностной тревожности опрашиваемого.

Для анализа результатов анкетированиявсе вопросы были разделены на пять факторов,каждый из которых отражает информацию о тех илииных личностных приоритетах опрашиваемого.

В соответствии с тремя указанными вышегруппами респондентов результаты оказалисьследующими.

Фактор первый: удовлетворенностьпрофессиональной деятельностью

Эмоциональный аспект оказываетогромное влияние на жизненные приоритетыличности. Одним из наиболее важных параметровудовлетворенности трудом являетсяпривлекательность данного рабочего места длясотрудника, а также степень его профессиональнойреализации в пределах выбранной деятельности.   

Данные анкеты позволяют судить оличностной заинтересованности опрошенных своейтрудовой деятельностью:

56% — менеджеров считают выполняемуюработу полностью подходящей для своей личности;

84% — частично реализуют на работе свойпотенциал;

88% — полностью вкладываются ввыполняемую работу.

Показатели свидетельствуют одостаточно высокой личностнойзаинтересованности трудовой деятельностью. Надиаграмме № 1 выделены критериипривлекательности работы, среди которыхлидирующее место занимают:

  • деловые контакты;
  • перспективы карьерного роста;
  • повышение квалификации (обучение).

Выделенные критерии обладают наибольшейвнешней мотивационной силой наравне с денежнымстимулированием. Наряду с этим, еще одниммотивирующим фактором может стать независимостьв своей ежедневной работе — ее предпочли все изопрошенных менеджеров. Отдельным пунктомнеобходимо выделить творчество как способвнешнего стимулирования. Будучи, априори,личностной характеристикой, творчество являетсяодним из факторов, который приводит к личнойзаинтересованности своим делом, а также квозникновению чувства ответственности завыполняемую работу (производимую продукцию). 69%опрошенных предпочитали бы видеть свою работуименно творческой. Креативность (творческоемышление, творческие способности) — качество,заложенное в каждом человеке от рождения, и оноявляется наиболее эффективным способомсамовыражения. Его развитие приводит к общемуразвитию личности.

Фактор второй: слитность профессионального ичеловеческого «Я»

В свете данного исследованиянеобходимо подчеркнуть тот факт, что в процессе«профессионализации» нарушается ролевой балансмежду профессиональной и другими ролями (вчастности, ролью, которую индивид принимает всвоей «личной жизни»). При «профессиональнойдеформации» два наиболее значимых жизненныхаспекта «профессиональный» и «личный» сливаютсятаким образом, что профессиональное «Я»становится в некоторых случаях неотделимо от «Я»человеческого.

В итоге, в большинстве жизненныхситуаций личностная самооценка такого индивидаслита с его профессиональной ролью, а выражение«быть хорошим профессионалом» становитсятождественным выражению «быть хорошимчеловеком», что приводит, в конечном счете, кформированию «синдрома эмоциональноговыгорания». Менеджер начинает болезненноотноситься к неудачам в профессиональной жизни,стремится сократить время общения с клиентамиили партнерами, а также эмоционально все меньшевовлекаться в свою профессиональнуюдеятельность.

На диаграмме № 2 представленырезультаты соотношения между профессиональным иличным компонентом для тех же группреспондентов. Данные были получены изгенеральной совокупности ответов, направленныхна выявление профессиональной и личной сферы.

Таким образом, в результате анализаанкеты профессиональная деформация в большейстепени проявляется у группы № 2 и заключается ввыявлении «профессионального» аспекта вкачестве личностного приоритета. Нагляднопредставленные соотношения позволяют судить отом, на чем респоденты трех групп акцентируютсвое внимание, а также сделать предположение овозможных путях самореализации сотрудника.

Как у группы № 2, так и у группы № 1профессиональный аспект является доминирующим всвоем влиянии на личность, а следовательно,наиболее вероятно, что профессиональноеразвитие для таких людей играет решающую рольпри самооценке. Однако, наиболее точно оследствиях профессиональной деформации можнобудет говорить лишь после анализа всех пятифакторов.

Фактор третий: межличностное взаимодействие

В рамках данного исследования ставилась задачавыявить то влияние, которое профессиональнаядеятельность менеджера оказывает на егомежличностные и семейные отношения; то,насколько его профессиональная самореализациясказывается на «личном» аспекте жизненногопространства. На диаграмме № 3 представленыварианты такого влияния. Снижение личноговремени в угоду профессиональному наиболее яркопроявляется у респондентов второй группы, у котомройпо ранее выделенным факторам профессиональнаядеформация выше, чем у остальных участниковисследования. Это также подтверждает важностьпрофессионального развития для данной группыменеджеров.

Практически одинаковый процентопрошенных всех трех групп (50—64%), привноситпрофессиональные проблемы в свою личную жизнь,то есть, примерно половина опрошенных обсуждаетв кругу семьи вопросы, связанные с работой.

Предполагалось, что респонденты, накоторых оказывает доминирующее влияниепрофессиональная сфера, чаще оценивают другихлюдей через «призму» профессиональной роли,статуса и эффективности на работе. Однакорезультаты не подтвердили эту взаимосвязь.

Как видно на диаграмме № 3наибольший процент данный критерий получил утретьей группы, — у людей, чей уровеньзаинтересованности собственнойпрофессиональной деятельностью близок кминимальному.

Таким образом, можно сделатьпредположение об обратно пропорциональнойзависимости между «профессиональнымзалипанием» и оценкой окружающих через призмупрофессионального статуса.

Фактор четвертый: «синдром выходных дней»

Наиболее полно невроз «выходных дней»описан австрийским психологом В.Франклом изаключается в чувстве тревоги, которое возникаетс наступлением выходных. По мнению Франкла,удовлетворение, которое человек может получитьот работы, не тождественно тому созидательномучувству удовлетворенности, которое дает жизнь вцелом. Тем не менее, человек, страдающий неврозом«выходных дней» пытается уйти от жизни вообще,находя прибежище в своей профессиональнойдеятельности. Однако действительная пустота и, вконечном счете, скудность смысла егосуществования выступает на передний план сразуже, как только его профессиональная деятельностьприостанавливается хотя бы на время.

С помощью анкеты удалось лишь частичновыяснить отношение респондентов к выходным дням.В ходе анализа был выявлен достаточно широкийспектр интересов, не связанных спрофессиональной деятельностью. 92% опрошенныхразнообразно организуют свой досуг: встречаютсяс друзьями, проводят время в кругу семьи и пр.

На диаграмме № 4 выделен единственныйнаблюдаемый симптом описанного Франкломневроза. Данная диаграмма свидетельствует обобщей тенденции повышения профессиональнойтревожности второй группы респондентов (посравнению с другими), что в очередной разподтверждает описанный ранее феноменпрофессиональной деформации и ролевойригидности (не гибкости социальных ролей).

Фактор пятый: экзистенциальный уровеньразвития

Этот фактор включил в себя вопросы,направленные на выявление заинтересованностиреспондента своим внутренним миром и егоразвитием. Гипотетически смысловые составляющиежизни профессионала основываются на трудовойдеятельности и находят мало точексоприкосновения с «послерабочей»действительностью.

С помощью анкетирования достаточнотяжело выявить экзистенциальный пластсуществования личности, тем более, что он можетбыть скрыт под «социальной маской», поэтому надиаграмме № 5 представлены только основныехарактеристики и суждения менеджеров по поводуих личностного роста.

Данные диаграммы указывают на то, чтобольшинство опрошенных считают себярефлексивными людьми. Особенно высок этотпроцент в первой и во второй группах опрошенных.Также эти показатели свидетельствуют о том, чтолюди иногда задаются экзистенциальнымивопросами, вопросами поиска смысла жизни.

В человеке изначально заложено«стремление к смыслу» —осмысленностьсуществования отличает нас от животных. Однаковопросы поиска смысла не являются частыми,потому что они повышают личностную тревожность идискомфорт. 84% респондентов считаютэкзистенциальные вопросы важными, а люди,которые над ними задумываются, вызывают у нихуважение.

Еще один пласт, затронутый анкетнымисследованием, касался ориентации на личностноеразвитие за счет тренингов личностного роста. Онпозволяет судить о стремлениях к изменениям,желанию стать «лучше» не только как«профессионал», но и как «человек». Как видно надиаграмме № 5 в целом процент таких людейдостаточно низок, лишь во второй группеопрошенных наблюдается интерес к тренингам как ктаковым, но не к участию в них. Предположительноэто связано с тем, что менеджер как личность,выбирает в качестве канала самореализациипрофессиональную деятельность, а непсихологическое воспитание.

Итак, каковы же результатыисследования? Прежде всего, былоустановлено, что у большинства менеджеров попродажам профессиональное развитие связано сличностным ростом.

Поэтому их мотивация должназатрагивать и личностную сферу. Это можетпроявляться:

— в обеспечении большей независимостив принятии управленческих решений;

— в расширении возможностей длятворчества в работе, а также в событиях,непосредственно с ней не связанных, например, вовлиянии на построение корпоративной культуры, ввыборе программ тренингов и т.п.

При этом важно создать ощущениезначимости мнения работников, что позволит ихвнутренне мотивировать на самоотдачу вповседневной работе.

По результатам исследования можносделать следующие выводы:

1. «Профессиональное» и «личное».Выделение респондентов, у которых доминирующимявляется профессиональный аспект, и анализанкетных данных позволяет судить о ролевойслитности профессионального «Я» и человеческого«Я». Потребность в личностном росте исамосовершенствовании у данных индивидовнаходит свою реализацию в профессиональнойдеятельности. Таким образом, с одной стороны,профессионализма можно достичь в процессереализации смысла, а с другой, сам этот смыслреализуется через некую деятельность, в которойчеловек становится профессионалом. Такоеположение приводит к осознанию истинныхличностных мотивов, стимулирующих человека кпрофессиональному росту.

2. Мотивация. Наряду с материальнымстимулированием выделяется еще три аспектасубъективно привлекательных для менеджеров попродажам в их каждо-
дневной работе:

  • деловые связи;
  • перспективы карьерного роста;
  • возможность повышения квалификации.

Мотивация должна переходить отвнешней к внутренней — это ее нормальный,истинный путь. Однако для этого нужно создатьсоответствующие условия: необходимо в качествемотивационных единиц выделить такие факторы,которые в дальнейшем могут стать личностнымихарактеристиками. В развитии мотивационнойсистемы предприятия необходимо ориентироватьсяна личностный рост сотрудника и стратегическипредопределять и направлять его дальнейшие шагина пути профессионального становления.

3. Самоактуализация. Она необязательно должна выражаться через творческиеусилия, через произведения искусства —самоактуализация может иметь более широкоеприменение. Эта потребность развивается итрансформируется не только через искусство, но ичерез вполне прозаическую трудовуюдеятельность, например, в качествепреподавателя, менеджера, инженера и т.д. Любойчеловек, стремящийся наилучшим образомвыполнять свою работу, испытывающий интерес кней, может быть назван самоактуализирующейсяличностью. И в этом заключается неизменная связьпотребности в самовыражении и профессионализмаиндивида, как стремления достичь высшего уровнякомпетенции и эффективности в своей трудовойдеятельности.

Все вышеизложенное позволяетпредположить, что данные авторскогоисследования могут быть использованыспециалистами, отвечающими за организацию трудана предприятиях, как в качестве руководства кдействию, так и в виде рекомендаций по проведениюсобственных исследований, в необходимости иполезности которых, надеюсь, и убедила этастатья.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».