Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N8 / 2002

Вопросы оплаты труда в Трудовом кодексе РФ

Е.А. Саркисянц,

заместитель начальника Управления оплаты,
нормирования и производительности труда Минтруда России

Принципиальными моментами Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ являются:

  • введение раздельных понятий таких терминов, как «оплата труда» и «заработная плата»;
  • положение о том, что минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума;
  • введение основных государственных гарантий по оплате труда работников;
  • установление ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы;
  • возможность выплаты части заработной платы в неденежной форме;
  • уточнение порядка работы по совместительству;
  • включение статей о нормировании труда.

О терминах иопределениях

Введение Трудовым кодексом РФ понятий «оплата труда» и «заработная плата» прекратило бесконечные споры по этому вопросу. Исходя из норм статьи 129 вышеназванного Кодекса «оплата труда» более широкое понятие, поскольку определено «как система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами»; тогда как «заработная плата» представляет собой «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера».

Таким образом, понятие «оплататруда» кроме заработной платы включает в себя еще и порядок приема и увольненияработника, режим рабочего времени, нормы труда, порядок, место и сроки выплатызаработной платы и т.д.

Организация оплаты трудаосуществляется принятием как соответствующих законов и иных нормативныхправовых актов на уровне государственного регулирования, так и локальныхнормативных актов на уровне юридических лиц, через систему коллективныхдоговоров и соглашений.

О размерезаработной платы

Размер заработной платыоговаривается при заключении индивидуального трудового договора и зависит отквалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качестватруда и условий, в которых выполняется работа. Кроме этого, в размер заработнойплаты включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Одной из основныхгосударственных гарантий в оплате труда является величина ее минимальногоразмера. Статьей 133 Трудового кодекса РФ закреплено, что минимальный размероплаты труда, устанавливается одновременно на всей территории РоссийскойФедерации и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособногочеловека. Порядок расчета прожиточного минимума определяется в соответствии сФедеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РоссийскойФедерации» (с изм. на 27.05.2000). Между тем, существование статьи 133Трудового кодекса РФ не означает, что с 1 февраля 2002 года минимальный размероплаты труда должен быть утвержден на уровне прожиточного минимума. Длявведения такой нормы статьей 421 Кодекса предусмотрены специальный порядок исроки — отдельным федеральным законом по этому вопросу

С 1 мая 2002 г. Федеральнымзаконом от 29.04.2002 № 42-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «Оминимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен вразмере 450 рублей в месяц. Ниже этого уровня не может оплачиваться трудработника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормытруда (трудовые обязанности). При работе на условиях неполного рабочего времениТрудовой кодекс РФ не гарантирует, что месячная заработная плата работника небудет ниже минимального размера — в этом случае исчисление заработной платыбудет производиться пропорционально отработанному времени.

Следует обратить внимание, чтос повышением минимального размера оплаты труда до 450 рублей порядокопределения всех выплат, «привязанных» к минимальному размеру, предусмотренныйстатьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установленияразмеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (с изм. на29.12.2001), сохраняется. Если в действующие нормативные правовые актыне внесены изменения, предусматривающие такие выплаты в абсолютных суммах, торазмер выплат определяется исходя из 100 рублей. Например, если выплата былаустановлена в сумме 2-х минимальных размеров оплаты труда, то следовательно ееразмер составит 200 рублей.

Статьей 133 Трудового кодексаРФ закреплено положение о том, что при оплате труда на основе тарифной системыразмер тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки не может быть нижеминимального размера оплаты труда. Поскольку такая норма в КЗоТ РФотсутствовала, в истории существования Единой тарифной сетки по оплате трудаработников бюджетных организаций были случаи, когда тарифная ставка первогоразряда была ниже минимального размера оплаты труда. В этом случаеПравительством РФ принимались решения об увеличении ставок на тех разрядах, накоторых они оказывались ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 134 Трудового кодексаРФ закреплено положение об обеспечении повышения уровня реального содержаниязаработной платы и определен порядок принятия решений по этому вопросу ворганизациях с различным правовым статусом. Так, в организациях, финансируемыхиз бюджетов, решение принимается в порядке, определяемом законами или иныминормативными правовыми актами, а в других организациях — по правилам,установленным коллективными договорами, соглашениями или локальныминормативными актами этих организаций.

Однако необходимо иметь в виду,что при принятии федерального закона о повышении минимального размера оплатытруда для всех работников, независимо от формы собственности организации,получающих заработную плату ниже этой суммы, необходимо повысить заработнуюплату до утвержденного минимального размера оплаты труда.

О системахзаработной платы, тарифной сетке и тарифных ставках

Системы заработной платы,размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются всоответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ в основном в том же порядке,что и положения об обеспечении уровня реального содержания заработной платы, аименно, для работников организаций, финансируемых из бюджета, — в порядке,предусмотренном соответствующими законами или нормативными правовыми актами;для работников других организаций — в порядке, установленном коллективнымидоговорами, соглашениями или локальными нормативными актами этих организаций.Кроме этого, отражается порядок установления систем оплаты труда, заработнойплаты, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат для работниковорганизаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы отпредпринимательской деятельности), где этот порядок может регулироваться изаконами, и нормативными правовыми актами, и нормативными актами на уровнеорганизации (коллективным договором, соглашениями или локальными нормативнымиактами организации).

В Трудовом кодексе РФ напрямуюне отражается, что для оплаты труда работников во внебюджетном сектореэкономики необходимо использовать тарифную систему оплаты труда (статья 143 ТКРФ). Вопрос о ее применении организации решают самостоятельно и с соблюдениемвсей совокупности требований, установленных Кодексом. Так, для тарификацииработ по сложности труда во внебюджетном секторе экономики следует использоватьтарифно-квалификационные справочники, утвержденные Минтрудом России.

Для определения системы оплатытруда работников организаций, финансируемых из бюджетов, в качестве основыиспользуется Единая тарифная сетка по оплате труда работников в организацияхбюджетной сферы. Размер заработной платы этих работников складывается:

  • из тарифной части (ставки и оклады);
  • из оплаты в повышенном размере за особые условия труда (вредные, опасные условия труда и климатические условия);
  • из доплаты за условия, отклоняющиеся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.);
  • из стимулирующих выплат (премии, доплаты, надбавки и др.).

Действие Единой тарифной сеткипо оплате труда работников бюджетной сферы осуществляется в соответствии сФедеральными законами от 04.02.1999 № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты трудаработников организаций бюджетной сферы» (с изм. на 25.10.2001), от 25.10.2001 №139-ФЗ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки пооплате труда работников организаций бюджетной сферы» и постановлениямиПравительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты трудаработников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на27.02.1995) и от 06.11.2001 № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единойтарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Осовместительстве

Совместительству посвященаГлава 44 Трудового кодекса РФ. В соответствии со статьей 282 Кодекса подработой по совместительству понимается выполнение работником помимо своейосновной работы другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудовогодоговора в свободное от основной работы время. Такая работа может выполнятьсяработником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), таки в других организациях (внешнее совместительство). Работа на условиях«внутреннего» совместительства допускается только по другой специальности,квалификации или должности (статья 98 ТК РФ).

Согласно статье 284 Трудовогокодекса РФ продолжительность рабочего времени, устанавливаемого работодателемдля лиц, работающих по совместительству, ограничена, так как в соответствии состатьей 98 Кодекса работа за пределами нормальной продолжительности рабочеговремени не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю. Поэтому приемна работу на условиях внешнего совместительства на 0,5 ставки и на условияхвнутреннего совместительства на 1,5 ставки не будет соответствовать нормамТрудового кодекса РФ и надо ограничить работу на этих условиях до 0,4 и 1,4ставки, соответственно, для конкретных работников.

Как определено статьей 282Трудового кодекса РФ заключение трудовых договоров о работе по совместительствудопускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотренофедеральным законом.

При найме на работу посовместительству, стороны заключают трудовой договор в письменной форме насрок, который может быть как определенным, так и неопределенным.

Оплата труда лиц, работающих посовместительству, производится пропорционально отработанному времени взависимости от выработки либо на других условиях, предусмотренных трудовымдоговором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременнойоплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечнымрезультатам за фактически выполненный объем работ.

Для работы по совместительствуустановлен ряд особенностей и ограничений:

  1. в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса РФ особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) определяются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  2. если установлена сокращенная продолжительность рабочего времени внутреннее совместительство не разрешается. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;
  3. не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами;
  4. государственным и муниципальным служащим, судьям, некоторым другим категориям работников запрещено работать на условиях внешнего совместительства (исключение составляет педагогическая, научная, литературная или иная творческая работа);
  5. руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Помимо перечисленных вышегарантий и компенсаций, совместителям в полном объеме предоставляются и другиеих виды, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовымиактами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актамиорганизаций.

Об актах,принятых до введения Трудового кодекса РФ

При затруднении определения,действует ли та или иная норма, применявшаяся до введения Трудового кодекса РФ,в том числе по оплате труда, необходимо руководствоваться следующим правилом:при регулировании той или иной нормы федеральным законом в случае, если допринятия Трудового кодекса РФ эти вопросы регулировались нормативными правовымиактами Президента РФ, Правительства РФ или нормативными правовыми актами СоюзаССР, данные акты могут продолжать действие до принятия соответствующихфедеральных законов. Также, до приведения законов и иных нормативных правовыхактов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие Трудовомукодексу РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, законодательныеакты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации,применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».