Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N1 / 2003

О праве иностранцев свободно распоряжаться своими способностями к труду

Ю. Павлова,

юрист

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Согласно статье 17 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-I «О занятости населения в РФ» (с изм. на 25.07.2002) привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

До 1 ноября 2002 года единственным актом законодательства, определяющим такой порядок, был Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». С 1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1, который в том числе призван обеспечить регулирование трудовых отношений с участием иностранных граждан. Следует отметить, что в соответствии с данным Федеральным законом, должны быть приняты около 20 подзаконных актов, разъясняющих его применение.

Однако нормативно-правовая база, определяющая статус иностранных граждан в Российской Федерации, не исчерпывается указанными актами. Кроме них этот вопрос регулируется:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-I «О беженцах» (с изм. на 07.11.2000, в ред., действующей с 01.01.2001) и принятые в соответствии с ним подзаконные акты;
  • Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. на 24.06.1999) и принятые в его исполнение нормативные правовые акты;
  • международными договорами Российской Федерации, в отношении которых следует помнить, что если международным договором предусмотрены правила иные, чем установлены федеральными законами, то применяются правила международного договора (часть четвертая статьи 15 Конституции РФ).

По общему правилу иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 13 Федерального закона «Об иностранцах»). Однако процедура оформления приема на работу отдельных из них, ограничения, устанавливаемые для них, разнятся.

В настоящей статье анализируются нормы нового законодательства «Об иностранцах», и определяется порядок привлечения иностранной рабочей силы и оформления приема на работу, нарушение которого чревато для работодателя привлечением к административной ответственности.

Статус граждан, находящихся на территории РФ

Деление всех граждан, находящихся на территории РФ, на группы можно представить следующей схемой.

Схема «Категории граждан, находящихся на территории РФ»

Схема «Категории граждан, находящихся на территории РФ»

* Лица, ходатайствующие о признании их беженцами, лица, официально признанные беженцами, лица, получившие временное убежище рассматриваются отдельно, так как по отношению к ним не применялся разрешительный порядок привлечения и использования труда иностранцев, установленный Указом от 16.12.1991 N 2146 «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы» и действующий до 1 ноября 2002 года (п.18 Указа).

Для начала определимся, какие же лица являются иностранными гражданами на территории РФ.

Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (статья 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «Об иностранцах»). В дальнейшем, для удобства, и тех, и других будем называть иностранными гражданами.

В свою очередь, гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на 01.07.2002, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (статья 5).

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 06.02.1992; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации (пункт 1.4 Инструкции об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 30.06.1994 N 330).

Кроме этого надо отметить, что вкладыши, также как и паспорта гражданина Российской Федерации, выдаются органами внутренних дел на основании справки о приобретении гражданства Российской Федерации, подписанной начальником паспортно-визовой службы и заверенной гербовой печатью, применяемой для оформления паспортов граждан Российской Федерации (пункт 6.1 Инструкции об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации). Поэтому до того как лицо получило вкладыш или паспорт гражданина Российской Федерации, документом, подтверждающим его принадлежность к гражданству Российской Федерации, является указанная справка. Заметим, что МВД России предписано осуществить поэтапную замену паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина РФ до 31.12.2003 (пункт 2 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).

Для организации, желающей заключить с иностранным гражданином трудовой договор, а также гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, важно знать, находится ли указанный гражданин на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также каков его статус. Поэтому подробно рассмотрим, каким статусом на территории Российской Федерации может обладать иностранный гражданин, а также перечислим документы, подтверждающие этот статус.

Иностранный гражданин признается законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иной документ, предусмотренный законодательством или международным договором Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина на проживание (пребывание) в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»). Статус же иностранного гражданина определяется тем, каким именно документом подтверждается его право на пребывание в Российской Федерации.

Все находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации в установленном порядке (статья 21 Федерального закона «Об иностранцах»).

Граждане Республики Беларусь

Особняком от всех остальных категорий иностранных граждан стоят граждане Беларуси. Это связано с тем, что граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь являются гражданами Союзного государства, созданного Российской Федерацией и Республикой Беларусь, поэтому пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними (Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного государства»).

Статус гражданина Республики Беларусь подтверждается документами, установленными национальным законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации

Постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин — это гражданин, получивший вид на жительство в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»). Вид на жительство — документ установленной формы, выданный иностранному лицу или лицу без гражданства в подтверждении их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд в Российскую Федерацию и свободный выезд из нее (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»). Вид на жительство выдается территориальным органом внутренних дел на 5 лет и обязательно должен содержать следующие сведения о гражданине:

  • фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);
  • дату и место рождения;
  • пол;
  • гражданство иностранного гражданина;
  • номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство;
  • срок действия вида на жительство;
  • наименование органа, выдавшего вид на жительство.

Порядок выдачи иностранным гражданам вида на жительство, а также форма его бланка утверждены постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794. До принятия указанного постановления, то есть до 01.11.2002, действовал порядок выдачи иностранным гражданам разрешений на постоянное проживание и видов на жительство в СССР, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.1991 N 212. До указанной даты право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации подтверждалось либо видом на жительство в СССР, либо для граждан бывшего СССР, свидетельством о регистрации по месту жительства (пункт 3.6 приказа МВД России от 15.09.1997 N 605). Обязательный обмен документов старого образца, подтверждающих право иностранного гражданина на постоянное проживание в России, на вид на жительство нового образца Федеральным законом «Об иностранцах» не предусмотрен.

Здесь необходимо сделать одно замечание. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 290 действие Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, было распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств-участников СНГ и стран Балтии. Такие граждане ставились на регистрационный учет в том же порядке, что и российские граждане, после чего им выдавалось свидетельство о регистрации по месту жительства, на основании пункта 18 Правил. Однако постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 290 было признано утратившим силу. В связи с этим регистрация граждан бывшего СССР, прибывающих из государств-участников СНГ и стран Балтии стала осуществляться в общем порядке, предусмотренном для всех иностранных граждан и, следовательно, выдача таким иностранным гражданам свидетельств о регистрации по месту жительства прекратилась. Отсюда следует что, свидетельства о регистрации по месту жительства, в которых указана дата выдачи более поздняя, чем 08.05.2002, являются недействительными.

Таким образом, иностранный гражданин считается постоянно проживающим в Российской Федерации на законных основаниях, если у него есть оформленное по установленной форме разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации. Для граждан, получивших разрешение на постоянное проживание до 01.11.2002 — это либо вид на жительство в СССР, срок действия которого на момент предъявления не истек, либо свидетельство о регистрации по месту жительства (для граждан стран бывшего СССР). Для граждан, получивших вид на жительство после 01.11.2002 — это вид на жительство в Российской Федерации, 5-летний срок действия которого не истек.

Иностранные граждане, временно проживающиена территории Российской Федерации

Временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин — это гражданин, получивший разрешение на временное проживание в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»).

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации — это подтверж дение права иностранного гражданина временно проживать на территории России, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина либо в виде отдельного документа, установленной формы (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»). Оно должно в обязательном порядке содержать следующие сведения о гражданине:

  • фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);
  • дату и место рождения;
  • пол;
  • гражданство иностранного гражданина;
  • номер и дату принятия решения о выдаче разрешения;
  • срок действия разрешения;
  • наименование органа власти, выдавшего разрешение.

Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года (пункт 1 статьи 6 Федерального закона «Об иностранцах»). Порядок выдачи разрешений утвержден постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789. Образец отметки о разрешении на временное проживание и образец бланка разрешения на временное проживание должны быть утверждены МВД России (пункт 2 постановления Правительства РФ от 01.11.2002 N 789).

До 01.11.2002 статус иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, не был предусмотрен; это нововведение Федерального закона «Об иностранцах». Таким образом, иностранный гражданин считается временно проживающим в Российской Федерации на законных основаниях, если у него есть подтверждение разрешения на временное проживание, срок действия которого не превышает 3 лет, и не истек на момент его предъявления.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации

Временно пребывающий на территории Российской Федерации гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешение на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»).

Срок временного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации ограничен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «Об иностранцах». Фактический срок пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, определяется на основании отметки органа пограничного контроля о въезде в Россию. Такая отметка делается органом пограничного контроля в месте пересечения государственной границы Российской Федерации. У иностранных граждан, прибывших в Россию до 01.11.2002 такая отметка должна быть в документе, удостоверяющем их личность. У иностранных граждан, прибывших в Россию после 01.11.2002 (после вступления в силу Федерального закона «Об иностранцах»), отметка о въезде делается в миграционной карте — документе, содержащем сведения о въезжающем в Россию иностранном гражданине и служащем для контроля за его временным пребыванием в России (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»).

Миграционная карта заполняется иностранным гражданином при въезде в Россию и предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. Обращаем внимание, что после 01.11.2002 иностранный гражданин, прибывающий из государства-участника СНГ, с которым с Россией установлен безвизовый режим, при въезде на территорию Российской Федерации также должен будет заполнить миграционную карту.

Иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию, обязаны в течение 3-х рабочих дней зарегистрироваться в территориальных органах внутренних дел по месту своего пребывания (пункт 1 статьи 20 Федерального закона «Об иностранцах»). В том случае, если в течение срока своего пребывания в России, иностранный гражданин проживает в гостинице, ему нет необходимости лично обращаться в органы внутренних дел — все требуемые для регистрации иностранного гражданина действия должны быть предприняты администрацией организации, оказывающей гостиничные услуги (статья 24 Федерального закона «Об иностранцах»).

Для регистрации иностранному гражданину необходимо предъявить миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Россию и документ, удостоверяющий его личность (статья 23 Федерального закона «Об иностранцах»), что не относится в части миграционной карты к гражданам, прибывшим до 01.11.2002.

Иностранные граждане, прибывшие в порядке, не требующем получения визы. Максимальный срок временного пребывания в Российской Федерации иностран ного гражданина прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, равен 90 суткам (пункт 1 статьи 5 Федерального закона «Об иностранцах»).

Рассматриваемым Федеральным законом предусмотрены переходные положения, касающиеся временного пребывания иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, до 01.11.2002. В соответствии с упомянутыми положениями, указанные граждане обязаны в течение 60 дней после 01.11.2001, то есть до 31.12.2002 обратиться в территориальный орган внутренних дел с заявлением о выдаче миграционной карты (пункт 1 статьи 37 Федерального закона). Срок временного пребывания указанных граждан в России не может превышать 90 суток:

  • со дня выдачи миграционной карты — для граждан, обратившихся с заявлением о выдаче миграционной карты (пункт 1 статьи 37);
  • со дня вступления в силу Федерального закона «Об иностранцах» — для граждан, не обратившихся в территориальный орган внутренних дел с заявлением о выдаче миграционной карты. То есть до 30.01.2003 указанные граждане будут считаться находящимися на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Заметим, что для граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы и заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в России продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Россию, о чем должна быть сделана отметка в миграционной карте (пункт 5 статьи 5 Федерального закона «Об иностранцах»).

Таким образом, иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, считается временно пребывающим в Российской Федерации на законных основаниях, если выполняется одно из условий:

  • гражданин имеет миграционную карту с отметками о въезде в Россию и о регистрации по месту пребывания, а в случае продления ему срока временного пребывания в России, также соответствующие отметки органа внутренних дел; при этом срок его пребывания в России не должен превышать максимально допустимого;
  • гражданин имеет свидетельство о регистрации по месту пребывания (для граждан бывшего СССР, прибывших из стран бывших республик СССР) или отметку о регистрации в органах внутренних дел по месту пребывания в документе, удостоверяющем личность, и не истекли установленные 90 суток с момента вступления в силу Федерального закона «Об иностранцах», т.е. еще не наступило 30.01.2003.

Иностранные граждане, прибывшие на основании визы. Максимальный срок временного пребывания в России иностранного гражданина равен сроку действия визы (пункт 1 статьи 5 Федерального закона «Об иностранцах»).

Иностранные граждане, прибывшие на основании визы, обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел в течение 3-х рабочих дней (пункт 1 статьи 20 Федерального закона «Об иностранцах»).

Анализируемый Федеральный закон не обязывает иностранных граждан, прибывших на основании визы до 01.11.2002, обращаться за получением миграционных карт. Следовательно, иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы, считается временно пребывающим в России на законных основаниях, если срок его визы не истек и если документ, удостоверяющий его личность, зарегистрирован органом внутренних дел по месту пребывания, о чем сделана отметка. Гражданин, прибывший в Россию после 01.11.2002, в дополнение к перечисленному должен иметь миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о его въезде в Россию, а также с отметкой территориального органа внутренних дел о регистрации его по месту пребывания.

Иностранные граждане, обладающие дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Исключением из общего порядка пребывания в России временно прибывших иностранных граждан являются иностранные граждане, обладающие дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Их категории и правовой статус определены в пункте 1 статьи 22 Федерального закона «Об иностранцах».

Регистрация указанных граждан производится органом иностранных дел, который выдает им дипломатические, служебные или консульские карты, порядок использования которых устанавливается Правительством РФ (пункт 2 статьи 22 Федерального закона).

Иностранные граждане, обладающие особым статусом

Формально лица, обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами, официально признанные беженцами, а также получившие временное убежище, подпадают под определение иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «Об иностранцах»), хотя фактически являются временно проживающими на территории Российской Федерации. Однако в Федеральном законе они прямо не упоминаются, и поэтому их статус на сегодняшний день не ясен.

Поскольку указанные лица обладают особым статусом, то порядок их пребывания и проживания в Российской Федерации, который установлен Федеральным законом «О беженцах», рассмотрим отдельно.

Иностранные граждане, обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем — это иностранный гражданин, заявляющий о желании быть признанным беженцем вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений на территории страны своей гражданской принадлежности или на территории страны своего обычного местожительства, а также невозможности или нежелании пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений (подпункты 1,2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах»).

Иностранный гражданин, заявивший о желании быть признанным беженцем, обязан обратиться с ходатайством в письменной форме в один из уполномоченных органов, в зависимости от места нахождения гражданина в момент обращения с ходатайством. Признание гражданина беженцем предусматривает процедуру предварительного рассмотрения ходатайства о признании беженцем, которое осуществляется либо дипломатическим представительством или консульским учреждением, либо постом иммиграционного контроля, либо территориальным органом миграционной службы — в зависимости от места нахождения иностранного гражданина, обратившегося с ходатайством (пункт 5 статьи 4 Федерального закона «О беженцах»).

Если по итогам предварительного рассмотрения ходатайства о признании беженцем принято решение о рассмотрении указанного ходатайства по существу, иностранный гражданин получает статус обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, и ему выдается свидетель ство о рассмотрении ходатайства по существу. Форма указанного свидетельства и порядок его оформления и выдачи утверждены постановлением Правительства РФ от 28.05.1998 N 523. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина на территории России и выдается на срок рассмотрения ходатайства по существу, который не может превышать 3-х месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. Дата принятия решения о выдаче свидетельства указывается в свидетельстве. Срок рассмотрения ходатайства может быть продлен, но не более чем на 3 месяца; соответственно продлевается и срок действия свидетельства.

Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке иностранного гражданина, ходатайствую щего о признании беженцем, в территориальном органе внутренних дел на срок рассмотрения ходатайства по существу (пункт 7 статьи 4 Федерального закона «О беженцах»). Необходимо отметить, что при получении свидетельства, документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина (национальный паспорт и прочие), остаются на хранении в посте иммиграционного контроля или в территориальном органе миграционной службы на срок рассмотрения ходатайства по существу, а документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина на территории России, является свидетельство о рассмотрении ходатайства.

Таким образом, документом иностранного гражданина, подтверждающим его статус ходатайствующего о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу. В общем случае срок действия свидетельства не может превышать 3-х месяцев, но в некоторых случаях он может быть продлен, но, опять же, не более чем на 3 месяца.

Иностранные граждане, официально признанные беженцами. Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (статья 1 Федерального закона «О беженцах»).

Решение о признании иностранного гражданина беженцем принимается по результатам рассмотрения его ходатайства о признании его беженцем по существу. Рассмотрение ходатайства производится либо федеральным, либо территориальным органом миграционной службы, в зависимости от места нахождения иностранного гражданина. Если по результатам принимается положительное решение, иностранный гражданин приобретает статус беженца на территории Российской Федерации. Признание беженцем возможно на срок до 3-х лет, но при определен ных условиях он может продлеваться каждый последующий год (пункт 9 статьи 7 Федерального закона «О беженцах»).

Иностранному гражданину, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 N 1227. В случае продления срока признания гражданина беженцем, соответственно, продлевается срок действия выданного ему удостоверения беженца, о чем делается отметка в самом удостоверении.

Удостоверение беженца действительно на всей территории Российской Федерации. При получении удостоверения, документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина (национальный паспорт и прочие), также остаются на хранении в органе, выдавшем удостоверение на срок признания иностранного гражданина беженцем, а документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина на территории России, является удостоверение беженца.

Таким образом, документом, подтверждающим статус беженца на территории России, является действительное удостоверение беженца. Срок его действия составляет не более 3-х лет, однако, может продлеваться каждый последующий год, о чем в удостоверении беженца проставляются соответствующие отметки.

Иностранные граждане, получившие временное убежище в Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются заявлением в письмен ной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, или не имеют оснований для признания беженцами, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы России (пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах»). Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом миграционной службы по месту подачи заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать в России, которое рассматривается в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274. В том случае, если по заявлению принято положительное решение, иностранный гражданин приобретает статус получившего временное убежище в России, и ему выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, форма бланка которого, порядок оформления, выдачи и обмена установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274. Временное убежище предоставляется на срок до 1-го года. Он может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа миграционной службы, на учете в котором состоит иностранный гражданин. Соответственно и свидетельство выдается на срок до 1-го года и может быть продлено на каждый последующий год, о чем делаются отметки в самом свидетельстве. Последнее является основанием для законного пребывания в России иностранного гражданина и для его регистрации в установленном порядке территориальным органом внутренних дел по месту пребывания на срок предоставления временного убежища (пункт 3 статьи 12 Федерального закона «О беженцах»).

Так же, как и в случаях получения свидетельства о принятии к рассмотрению ходатайства о признании беженцем по существу и удостоверения беженца, при получении свидетельства о предоставлении временного убежища, документы, удостове ряющие личность иностранного гражданина (национальный паспорт и прочие), передаются на хранение в территориальный орган миграционной службы на срок предоставления временного убежища.

Итак, документом иностранного гражданина, подтверждающим его статус получившего временное убежище в России, а также удостоверяющим его личность, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российс кой Федерации, выданное сроком до 1-го года, и которое может продлеваться на каждый последующий год.

Прочие

К прочим относятся иностранные граждане, которые освобождены от регистра ции на территории России (статья 25 Федерального закона «Об иностранцах»). Это, в частности, иностранные граждане, прибывшие в Россию на срок не более 3-х дней; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поезд и транспорт ных средств, участвующих в международной движении, при нахождении в аэропортах и на станциях, указанных в расписаниях движения транспортных средств; главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены делегаций, международных организаций и т.д.

Подытожим все вышесказанное в таблице.

Когда прибыл

Статус иностранного гражданина

Из какой страны прибыл иностранный гражданин

Документы

Срок действия документа

До 01.11.2002

Постоянно проживающий Из любой Вид на жительство в СССР, выданный до 01.11.2002 5 лет, может продлеваться еще на 5 лет неограниченное количество раз
Постоянно проживающий Из стран бывшего СССР Свидетельство о регистрации по месту жительства (для бывших граждан СССР) Не ограниченный
Временно пребывающий Из страны, с которой у Российской Федерации установлен визовый режим Заграничный паспорт гражданина с визой, срок действия которой не истек, с отметками о въезде в РФ и о регистрации гражданина в органе внутренних дел по месту пребывания Не более срока действия визы
Временно пребывающий Из страны, с которой у Российской Федерации установлен безвизовый режим Свидетельство о регистрации по месту пребывания (для граждан бывшего СССР, прибывших из стран бывшего СССР) или документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (заграничный паспорт или прочие) с отметкой о въезде и о регистрации по месту пребывания С 01.11.2002 по 30.01.2003
Временно пребывающий Из страны, с которой у Российской Федерации установлен безвизовый режим Миграционная карта с отметками о въезде в РФ и о регистрации по месту пребывания, полученная после 01.11.2002 в органах внутренних дел 90 дней; может быть продлен, но не более, чем на 1 год с момента въезда (выдачи миграционной карты)
Беженец Из любой Удостоверение беженца До 3-х лет; может быть продлен на каждый последующий год
Ходатайствующий о признании его беженцем в РФ Из любой Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу 3 месяца; может быть продлен, но не более, чем на 3 месяца
Получивший временное убежище в РФ Из любой Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ До 1 года; может быть продлен на каждый последующий год

После 01.11.2002

Постоянно проживающий Из любой Вид на жительство в РФ 5 лет, может продлеваться еще на 5 лет неограниченное число раз
Временно проживающий Из любой Разрешение на временное проживание в РФ Не более 3-х лет
Временно пребывающий Из страны, с которой у Российской Федерации установлен безвизовый режим Миграционная карта с отметками о въезде в РФ и о регистрации по месту пребывания 90 дней; может быть продлен, но не более, чем на 1 год с момента въезда
Временно пребывающий Из страны, с которой у Российской Федерации установлен визовый режим Заграничный паспорт гражданина с визой, срок действия которой не истек, миграционная карта с отметкой о въезде в РФ и о регистрации гражданина в органе внутренних дел по месту пребывания Не более срока действия визы
Беженец Из любой Удостоверение беженца Не более 3-х лет, может быть продлен на каждый последующий год
Ходатайствующий о признании его беженцем в РФ Из любой Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу 3 месяца, может быть продлен, но не более, чем на 3 месяца
Получивший временное убежище в РФ Из любой Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ До 1 года, может быть продлен на каждый последующий год

В следующей части публикации будет рассмотрен порядок приема иностранных граждан на работу, а также меры ответственности работодателя за нарушение законодательства о привлечении и использовании иностранной рабочей силы.

1 Далее по тексту — Федеральный закон «Об иностранцах».

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».