Журнал "Кадры предприятия"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 











Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N12 / 2003

Особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных учреждений

Особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных учреждений

Н.И. Тимофеев,
юрист
 
А.М. Ильина,
юрист, к.ю.н.
 
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №12 / 2003

Трудовым кодексом РФ предусмотрены особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, различающихся в том числе и по «профессиональному» признаку. Одной из таких категорий являются педагогические работники образовательных учреждений, наиболее характерные особенности регулирования условий труда которых, и будут рассмотрены в этом материале.

Напомним вначале о том, что в статье 5 Трудового кодекса РФ по существу выстроена иерархия нормативных актов по критерию их юридической силы с оговоркой, содержащейся в части восьмой той же статьи, что в случае противоречия между самим Кодексом (являющимся федеральным законом) и другими нормативными актами, в том числе другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит именно Трудовой кодекс РФ.

Например, соподчиненность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения педагогических работников высших учебных заведений, выглядит следующим образом:

1) Трудовой кодекс РФ, глава 52 которого специально посвящена особенностям регулирования труда данной категории работников;

2) Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. на 07.07.2003);

3) Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании» (с изм. на 07.07.2003);

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) нормативные правовые акты Минтруда России, Минобразования России, а для ведомственных вузов — еще и нормативные акты этих ведомств;

7) законы и иные нормативные акты того субъекта Российской Федерации, в котором расположено высшее учебное заведение.

В этой связи следует обратить внимание на одно, очень существенное общее правило: если по одному и тому же предмету имеется общее и специальное правовое регулирование, устанавливаемое нормативными актами, находящимися на одной иерархической ступени, большей юридической силой обладают именно специальные правовые нормы, которые и подлежат применению.

Найм работников образовательных учреждений

Отметим, что в принципе сам термин «система найма работников» используется для обозначения безусловно более широкого понятия, нежели просто прием работников на работу, поскольку включает, например, и такую стадию формирования трудового коллектива, как подбор кадров. В принципе, систему найма условно можно разделить на две составляющие: первая из них охватывает те ее элементы, наличие и характеристики которых не зависят от конкретного работодателя (в данном случае — образовательного учреждения) и предопределены исключительно общими требованиями трудового законодательства (то есть нормативно установленным порядком приема на работу), а вторая — элементы, находящиеся в зависимости уже от той кадровой политики, которую проводит конкретный работодатель. Данное обстоятельство по существу вытекает из положения статьи 53 (пункт 1) Закона РФ «Об образовании», согласно которому порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами.

В рамках данной статьи, естественно, будут затронуты только вопросы, касающиеся непосредственно приема на работу, и, конечно же, с учетом специфики образовательного учреждения как работодателя — в первую очередь, имея в виду высшие учебные заведения.

Прием на работу, как известно, представляет собой комплекс процедур, проводимых по установленным трудовым законодательством и обязательным как для работодателя, так и для поступающего на работу лица, правилам. Особенности правового регулирования приема на работу определяются конкретной категорией работников или, если говорить точнее, соответствующей категорией должностей, которые условно могут быть классифицированы следующим образом:

1) для вузов:

  • ректор;
  • научно-педагогические работники (профессорско-преподавательский состав и научные работники), из числа которых выделяются две особые категории работников — деканы и заведующие кафедрами;
  • другие работники (инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал);

2) для других видов образовательных учреждений:

  • руководитель образовательного учреждения;
  • педагогические работники;
  • иные работники (административно-технический персонал, обслуживающий персонал и т.д.).

Прием на работу перечисленных работников характеризуется рядом особенностей, к числу которых, в частности, можно отнести следующее.

Необходимость соблюдения возрастных ограничений

Общеустановленные возрастные ограничения закреплены статьей 63 Трудового кодекса РФ. Данной статьей определяется минимальный возраст, по достижении которого допускается заключение трудового договора (16 лет) и предусматриваются условия его снижения. Как очевидно, в силу специфики деятельности указанных работников, при их приеме на работу эти ограничения оказываются практически не применимыми. В то же время для них предусмотрены возрастные ограничения иного рода — путем установления предельного возраста замещения определенных должностей. Так, в соответствии со статьей 332 Трудового кодекса РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) могут замещаться лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров; по представлению ученого совета высшего учебного заведения срок пребывания в должности ректора, а также в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) может быть продлен до достижения ими возраста 70 лет.

В этой связи хотелось бы отметить, что Конституционным Судом РФ в ряде его решений, в частности, в постановлении от 27.12.1999 № 19-П по делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани была выражена сохраняющая свою силу правовая позиция, согласно которой установление предельного возраста при замещении определенных должностей по трудовому договору допустимо, лишь если это ограничение обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы; при введении такого рода возрастных ограничений должно быть обеспечено соблюдение Конституции РФ, в том числе конституционного принципа равенства, исключающего необоснованное предъявление разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию функции. В противном случае установление предельного возраста, достижение которого является основанием для освобождения от должности независимо от согласия работника, означало бы дискриминацию по возрастному признаку. Этим постановлением Конституционного Суда РФ установление возрастных ограничений при замещении должностей заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, как это предусматривалось статьей 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в прежней редакции), признано не соответствующим Конституции РФ.

Должность же ректора высшего учебного заведения законодательством Российской Федерации об образовании отнесена не к профессорско-преподавательскому составу, а к административному персоналу, причем основное содержание деятельности ректора связано с осуществлением собственно управленческих, административных функций. Так, в соответствии с Положением о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения (абзац второй пункта 1), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 695, ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения, исполнение законодательства Российской Федерации, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.

Одновременно, наряду с установлением особых правил замещения должностей ректоров государственных и муниципальных высших учебных заведений для лиц, замещающих эти должности, законодательством также предусмотрены дополнительные материальные гарантии, в том числе и после прекращения осуществления соответствующих полномочий (пункты 2 и 3 названного Положения).

Следовательно, ректор государственного высшего учебного заведения, осуществляющий в силу приведенных норм специфические управленческие функции и имеющий в связи с этим дополнительные социальные гарантии, занимает особое место по сравнению с иными работниками такого образовательного учреждения, в частности заведующими кафедрами и остальными лицами, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, равно как и по сравнению с руководителями образовательных учреждений других типов, которые не являются высшими учебными заведениями. Поэтому государство вправе предусматривать дополнительные требования для замещения должности ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, одним из которых является установление возрастных ограничений для замещения названных должностей. То же самое можно сказать и о должностях проректоров и руководителей филиалов и институтов, которые также следует отнести к числу административно-управленческих должностей.

Иначе, по нашему мнению, обстоит дело с деканами факультетов. Эти должности, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, так же как и должности заведующих кафедрами, после принятия названного выше постановления Конституционного Суда РФ были исключены из предусмотренного статьей 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» перечня должностей, при замещении которых устанавливались возрастные ограничения. Однако в Трудовом кодексе РФ должности деканов вновь оказались поименованными в числе таких должностей.

В силу изложенного ранее положения статьи 5 (часть восьмая) Трудового кодекса РФ, поскольку налицо явное противоречие между положениями данного Кодекса и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», при разрешении соответствующих вопросов применению подлежит именно Кодекс. Однако такая ситуация, по нашему мнению, вряд ли может быть расценена как согласующаяся с приведенной позицией Конституционного Суда РФ. Так что, по какому пути пойдет в данном случае практика, и последуют ли обращения по данной проблеме в Конституционный Суд РФ, покажет время.

Ограничения в приеме на работу

Работодатель принимает на работу работников, подбирая их, как правило, в первую очередь, по их деловым качествам. Естественно, что и оценку таких качеств, всегда производит сам работодатель. В этом смысле, предусмотренный статьей 332 Трудового кодекса РФ порядок замещения должностей научно-педагогических работников высших учебных заведениях по результатам конкурсного отбора, а должностей деканов и заведующих кафедрами вузов — по результатам выборов, является, помимо прочего, еще и одним из наиболее удачных способов подбора кандидатов на замещение конкретной должности именно по деловым качествам.

Далее, обратим внимание на то, что статьей 64 Трудового кодекса РФ особо оговорено, что федеральными законами могут предусматриваться случаи, когда допускаются определенные ограничения права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, то есть на поступление на работу по своему усмотрению.

К их числу, в частности, можно отнести:

  • недееспособность гражданина;
  • признание лица в установленном порядке инвалидом I или II группы, неспособным к трудовой деятельности;
  • запрет на занятие определенных должностей лицами, лишенными такого права на основании приговора суда, вступившего в законную силу (статья 47 Уголовного кодекса РФ);
  • запрет на занятие руководящих должностей в исполнительном органе управления юридического лица, а именно таких, исполнение обязанностей по которым предполагает осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица, лицами, лишенными такого права на основании решения суда об их дисквалификации (статья 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Что же касается непосредственно педагогической деятельности, то в соответствии со статьей 331 Трудового кодекса РФ к такой деятельности допускаются лишь лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. По существу аналогичное положение содержится и в Законе РФ «Об образовании» (пункт 1 статьи 53). В этой связи отметим, что в ни одном из применяемых в настоящее время нормативных актах — Типовом положении об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (с изм. на 23.12.2002), Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 № 160 (с изм. на 31.03.2003) и Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 № 264 (с изм. на 31.03.2003) не определен образовательный ценз, дающий право на занятие педагогической деятельностью.

Кроме того, как в Трудовом кодексе РФ, так и в Законе РФ «Об образовании» содержатся положения, согласно которым к педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена по медицинским показаниям. При этом Трудовым кодексом РФ (часть первая статьи 331) закреплено положение о том, что перечни соответствующих медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами. Однако пунктом 2 статьи 53 Закона РФ «Об образовании» (между прочим, в редакции Федерального закона от 25.06.2002, то есть принятого уже после введения в действие Трудового кодекса РФ) предусмотрено, что перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ. Налицо, как видно, также определенное противоречие двух законов.

Между тем федеральный закон, устанавливающий перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, до настоящего времени пока не принят. Укажем на применяемый сейчас Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. на 23.09.2002) — в нем названы и работники учебно-воспитательных учреждений.

Еще одно возможное ограничение, установленное частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ, заключается в том, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления; перечни соответствующих преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.

Укажем сразу, что специальный перечень таких преступлений в настоящее время не установлен. В то же время согласно пункту 2 статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и Уголовным кодексом РСФСР.

Как следует из уже не раз упоминавшегося положения части восьмой статьи 5 Трудового кодекса РФ, о том, что в случае противоречия между данным Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс, приведенное положение статьи 53 Закона РФ «Об образовании» может применяться лишь в части, не противоречащей Трудовому кодеку РФ.

Таким образом, из смысла приведенных положений в их единстве следует, что права на занятие педагогической деятельностью оказываются лишенными не только лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда, но и лица, которые когда-либо имели судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и Уголовным кодексом РСФСР. При этом законодатель не определил также какого-либо срока действия по времени указанного ограничения. Тем не менее, представляется, что речь все же должна идти только о неснятой или непогашенной судимости.

Порядок приема на работу

Вначале отметим, что для работников, не относящихся к педагогическому и руководящему составу образовательного учреждения, действует обычный порядок — подписание трудового договора и издание приказа о приеме на работу. Для иных работников законодательством предусмотрена более сложная процедура.

Руководитель образовательного учреждения. Как следует из статьи 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. В случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы; при этом, если кандидат на должность ректора набирает не менее чем 2/3 голосов общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке (статья 12 Федерального закона).

Руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений других видов, как следует из статьи 35 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с уставом образовательного учреждения могут быть:

  • избраны коллективом образовательного учреждения;
  • избраны коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
  • избраны коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
  • назначены учредителем;
  • наняты учредителем.

В этой связи заметим, что первые 4 из указанных процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем учебного заведения, в полной мере соответствуют положениям статьи 16 Трудового кодекса РФ. Что же касается случая, когда руководитель нанимается учредителем, то он, по нашему мнению, не вполне соотносится с положениями статей 20 Трудового кодекса РФ и 56 Закона РФ «Об образовании», по смыслу которых работодателем для работников образовательного учреждения, включая и его руководителя, является само образовательное учреждение. В данном же случае получается, что работодателем руководителя учебного заведения будет выступать учредитель этого учреждения.

По завершении всех этих процедур с лицом, избранным руководителем, заключается срочный трудовой договор. Примерные формы трудовых договоров, заключаемых Министерством образования РФ с ректорами (директорами) подведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, содержатся в приказе Минобразования России от 27.07.2000 № 2345 «О трудовых договорах (контрактах) с ректорами (директорами) подведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». Обратим внимание на то, что целый ряд позиций этих примерных форм требуют корректировки, поскольку не во всем соответствует положениям Трудового кодекса РФ. В частности, пункт 5 Примерной формы трудового договора содержит положение о том, что на основании заключенного трудового договора ректор утверждается в должности приказом Министра образования РФ. Однако положением статьи 16 Кодекса установлено, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность, утверждения в должности и т.п. Следовательно, по смыслу данного положения приказ об утверждении в должности ректора должен издаваться никак не после подписания трудового договора его сторонами.

Что касается управления негосударственным образовательным учреждением, то согласно статье 36 Закона РФ «Об образовании» процедура назначения или выборов руководителя такого образовательного учреждения и его правомочия определяются учредителем (попечительским советом) образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе.

Деканы и заведующие кафедрами. Замещение должностей деканов и заведующих кафедрами в высшем учебном заведении осуществляется путем выборов на соответствующую должность в порядке, определяемом уставом вуза (статья 332 Трудового кодекса РФ).

Иные должности научно-педагогических работников высших учебных заведений замещаются по конкурсу в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 26.11.2002 № 4114.

Следует также иметь в виду, что уставом образовательного учреждения либо непосредственно, либо путем отсылки к локальному нормативному акту может быть установлен перечень должностей, не относящихся к педагогическим, замещение которых осуществляется по конкурсу.

Ну и, наконец, замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится только по срочному трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет.

Совместительство

Наиболее сложный вопрос в данном случае заключается в том, как правильно определить правовую природу взаимоотношений учебного заведения и педагогического работника-почасовика, то есть какого рода договор должен с ними заключаться — трудовой или гражданско-правовой  (например, договор возмездного оказания услуг).

Основным нормативным правовым актом, так или иначе регулирующим в этой части деятельность «почасовиков», является изданное в соответствии со статей 282 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 04.04.2003 № 197 постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Из его содержания, равно как и из содержания ряда других нормативных правовых актов (в частности, Инструкции по применению Положения о порядке присвоения ученых званий (профессора по кафедре и доцента по кафедре), утвержденной приказом Минобразования России от 14.06.2002 № 2235; приказа Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу») вытекает, что педагогические работники-почасовики являются совместителями (разумеется, если у них есть иное место постоянной работы) и, соответственно, их трудовая деятельность должна подпадать под регулирование нормами трудового права с учетом той особенности, что они являются совместителями.

Однако подпунктом «в» пункта 2 названного выше постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 установлено, что не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

В этой связи необходимо отметить следующее. Трудовой кодекс РФ никоим образом не выделяет в качестве какой бы то ни было особой категории работников лиц, работающих на условиях почасовой оплаты труда, и, следовательно, не устанавливает каких-либо особенностей правового регулирования их труда. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников могут устанавливаться только Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (но не Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и, тем более, ведомственными нормативными актами). Следовательно, по нашему мнению, деятельность педагогических работников-почасовиков в образовательном учреждении должна оформляться трудовым договором, заключаемым для выполнения работы по совместительству, поскольку ее содержание и условия по существу ничем не отличаются от содержания и условий деятельности постоянных педагогических работников.

К тому же подобная дифференциация в правовом регулировании труда педагогических работников в зависимости только лишь от объема педагогической нагрузки представляется по меньшей мере необоснованной. Вопрос о том, «поправит» ли Верховный Суд РФ в этой части указанное постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41, покажет время.

Рабочее время и время отдыха

Статьей 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников образовательных учреждений установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определена постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений». В частности, данным постановлением установлено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Как следует из статьи 334 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ. В октябре прошлого года Правительство РФ издало постановление от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений». Этим постановлением, в частности, признано утратившим силу постановление Правительства от 13.09.1994 № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» в части определения продолжительности ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков, установленных педагогическим работникам образовательных учреждений; при этом утвержденный им Перечень образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные оплачиваемые отпуска, оставлен в силе и является действующим.

Следует также обратить внимание на примечания 1 и 5 к названному выше постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 № 724. Так, в соответствии с ними ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений (речь конкретно идет о средних специальных учебных заведениях) в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой. Что же касается высших учебных заведений, то продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Особо необходимо остановиться на такой категории педагогических работников, как методисты высших учебных заведений. Продолжительность их основного отпуска ныне составляет 56 календарных дней (пункт 6 названного постановления). Однако на практике во многих вузах ректорат не предоставляет этой категории работников отпуск указанной продолжительности. В некоторых вузах методистам предоставляют дополнительные дни отдыха в новогодние дни, на майские праздники, не оформляя это соответствующим образом, то есть, не выясняя согласие работника на разделение основного ежегодного отпуска на части, не отражая в соответствующих приказах то обстоятельство, что указанные дополнительные дни отдыха являются частью основного ежегодного отпуска. Представляется, что руководители вузов, поступая подобным образом, допускают серьезную ошибку, поскольку в последующем при увольнении работников, занимающих должности методистов, им все равно в соответствии с частью первой статьи 127 Трудового кодекса РФ должна будет быть выплачена денежная компенсация за эти непредоставленные дни отпуска.

Согласно статье 335 Кодекса педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до 1 года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. Это положение было предусмотрено и ранее — пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании». При этом для образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя, оно конкретизировано в Положении о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до 1 года, утвержденном приказом Минобразования от 07.12.2000 № 3570.

Увольнение с работы педагогических работников

В соответствии со статьей 336 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных самим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:

1) повторное в течение 1 года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста 65 лет.

Как правило, на практике наибольшее число спорных дел, разрешаемых судами, связано с увольнением педагогических работников в случае применения ими «недопустимых» методов воспитания. Уволенные по данному основанию педагогические работники зачастую оспаривают законность и обоснованность своего увольнения на том основании, что, по их мнению, само наличие подобного основания ставит их в неравное положение с другими категориями работников того же образовательного учреждения, а отсутствие закрепленного законом или же подзаконным актом какого-либо установленного перечня подобного рода недопустимых методов воспитания, позволяет работодателям исходить из своего усмотрения.

Между тем, не следует забывать о том, что преподавательская деятельность, как следует из преамбулы Закона РФ «Об образовании», представляет собой не только целенаправленный процесс обучения граждан в целях получения соответствующего образования, но и процесс воспитания. Такая специфика преподавательской деятельности предопределяет установление законодателем специальных требований к осуществляющим ее работникам, в том числе правил, касающихся замещения педагогических должностей и оснований освобождения от должности. К их числу относится и рассматриваемое дополнительное основание увольнения педагогических работников, обусловленное, вполне правомерно, родом и характером педагогической деятельности. Следовательно, приведенные выше мотивы о незаконности увольнения по этому основанию не подкрепляются ни смыслом, ни буквой закона.

Наконец, отметим еще одну особенность, связанную с увольнением такой категории работников высших учебных заведений, как проректоры. В соответствии с частью пятой статьи 332 Трудового кодекса РФ они принимаются на работу по срочному трудовому договору, а срок окончания этого договора должен совпадать со сроком окончания полномочий ректора вуза.


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».