Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N2 / 2003

Групповое поведение и организация работы персонала

С.А. Сурков,

тьютор Международного института менеджмента, к.т.н.

В практике работы с персоналом менеджерам кадровых служб достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что иначе, как немотивированным, поведением людей не назовешь. Вроде бы все меры по обеспечению условий труда, мотивации, формированию командной работы приняты и «уже не знаешь, что для них сделать!», как говорил в таких случаях знакомый менеджер по персоналу, а все равно наблюдается существенное разнообразие форм поведения, но как раз за исключением того, которое требуется для обеспечения нормальной работы организации именно в данный момент и именно на данном рабочем месте. Цитируя того же менеджера, можно сказать, что «просто руки опускаются», так как неизвестно, что еще предпринять, чтобы обеспечить нормальный рабочий процесс — «вроде бы люди все умные, хорошие, не вредные…». Попробуем разобраться в данном вопросе, используя последние наработки в анализе социально-психологического состояния людей в организациях.

Предварительное изучение состояния общества позволило придти к модели, в соответствии с которой немалую часть общества составляют «новые бедные», которые бедны не материально, а духовно, так как сознательно или полуосознанно отказываются использовать в своей жизни имеющиеся в их распоряжении, пусть и ограниченные, интеллектуальные ресурсы.[1] Она (модель) объясняет поведение людей, однако носит достаточно общий характер и из нее достаточно сложно сделать практические выводы в необходимом объеме.

Опрос специалистов по работе с персоналом, изучение опыта работы ведущих менеджеров и анализ литературных источников позволили выявить следующие аспекты поведения людей, в том числе и относящихся к данной категории. Здесь, конечно, имеется некоторое допущение, так как отдельные элементы поведения в рамках влияния перечисляемых ниже факторов возможны и для представителей других социальных групп, но только для представителей данной группы типичным является совместное действие указанных ниже параметров.

  1. Приверженность стереотипам группового поведения.
  2. Нахождение в области обыденного сознания.
  3. Низкий уровень культуры.
  4. Отсутствие навыков логического мышления.

Параметры, характеризующие поведение персонала изучаемой группы, действуют совместно и приводят к достижению синергетического эффекта. Проанализируем влияние каждого из параметров.

Групповое поведение характеризуется:

  • возникновением групповых норм;
  • появлением лидера или инициативного ядра, а также усилением их влияния;
  • пренебрежительным отношением к доводам здравого смысла;
  • упорством в заблуждениях;
  • уничижением вплоть до полного исчезновения личного мнения членов группы;
  • выработкой групповых решений, соответствующих групповым нормам.

Обыденное сознание характеризуется ориентацией индивида на сложившиеся в его группе, страте, классе, а также семье и коллективе представления о реалиях окружающего общества. Выводы и умозаключения о социальных явлениях и процессах делаются на основании нескольких, а то и одного-двух случаев «из жизни» либо на основе наблюдений в рамках ближайшего окружения индивида вместо того, чтобы ориентироваться на широкие наблюдения, сделанные на базе значительных выборок или даже существенных размеров генеральных совокупностей.

Низкий уровень культуры характеризуется, в том числе, снижением уровня проявляемых в различных обстоятельствах способностей решать сложные учебные и практические задачи.

Отсутствие навыков логического мышления связано как со снижением способностей к логическим построениям из-за снижения общего уровня психического здоровья, так и с общим кризисом системы обучения. Автор, в частности, столкнулся со случаем, когда два весьма небезнадежных студента, успешно работающих в разных коммерческих фирмах, не могли различить в учебном упражнении понятия «квадрат» и «прямоугольник».

Если такие обстоятельства, по подозрению менеджера по персоналу или других менеджеров, работающих в данной области, существуют, то необходимо провести диагностику коллектива на предмет реального состояния или ситуации. Симптомами ненормального положения могут служить следующие характеристики членов анализируемых группы или коллектива, легко выявляемые даже при поверхностном наблюдении:

  • частая смена работы, места учебы или семейного положения;
  • отсутствие какого-либо существенного продвижения по службе;
  • явное предпочтение обыденному сознанию перед научным;
  • принятие групповых норм.

Такая группа подчиняется тем же закономерностям, что и толпа[2], поэтому в ней также представлены ядро из 1—3 человек и периферия, в которой периодически образуются струны. Преодоление групповых пристрастий сравнительно легко достигается изоляцией ядра и предотвращением образования нового.

Сопоставление областей значений различных параметров принято выполнять с использованием двухмерных четырехклеточных матриц, однако в данном случае приходится анализировать четыре показателя, и матрица должна быть четырехмерной, что неудобно для прямого и наглядного представления случаев разного сочетания областей значений показателей. В связи с этим обстоятельством рассмотрим две трехмерные матрицы с двумя разными областями значений четвертого параметра, в качестве которого целесообразно выбрать уровень логического мышления. Это весьма важный показатель, так как от него зависит возможность для менеджера убедить простыми и обоснованными положениями персонал в необходимости принять соответствующие условия труда в широком смысле этого слова. Тогда можно получить картину, представленную на рис. 1а и 1б, для высоких и низких уровней логичности мышления соответственно.

Открыть рисунок 1а. "Матрица для высокого уровня логического мышления" >>>

Открыть рисунок 1б. "Матрица для низкого уровня логического мышления" >>>

Возможные сочетания признаков и их результаты

№ п/п Условное название квадранта Сочетание признаков Характерные симптомы Рекомендуемые меры
1 «Самородок» Низкая приверженность групповому поведению и обыденному сознанию, высокий уровень логического мышления и низкий уровень культуры Постоянные попытки получить информацию с «верхних» ступеней иерархической лестницы Проведение как профессионального, так и гуманитарного обучения
2 «Коллективист» Высокая приверженность групповому поведению, низкая склонность к обыденному сознанию, низкий уровень культуры и высокий – логического мышления Интуитивное стремление к «сбиванию» коллектива, формированию команды во всех видах деятельности – от служебной до свободного времени Тестирование и, при удачном результате, обучение с последующим выдвижением на должность линейного менеджера на своем уровне
3 «Обитатель болота» Высокая приверженность групповому поведению и обыденному сознанию, хорошая логика и низкий уровень культуры Состояние безразличия к тем делам, которые не касаются данного индивида лично Использование на тех работах и должностях, которые не являются ключевыми для компании
4 «Единоличник» Не склонен к групповому поведению при обыденном сознании, хорошая логика, но низкий уровень культуры Трудно встраивается в коллектив, требует инструкций по каждому поводу Требуется индивидуальный подход – назначение наставника, предоставление отдельной работы, создание индивидуальных планов
5 «Мажор» Низкая тяга к групповому поведению и обыденному сознанию, высокая культура и способность логического мышления Любые инновации воспринимаются с энтузиазмом, с такими людьми менеджер может реализовывать практически любые замыслы Разработка и реализация долгосрочной стратегии развития персонала и компании в целом
6 «Профессионал» Групповое поведение выполняется,  но не действует под влиянием обыденного сознания, высокий уровень культуры и логического мышления Хорошо работает в команде Использование в качестве исполнителя в ответственных для компании работах, может руководить небольшими коллективами, чаще всего, временными
7 «Душа общества» Групповое поведение и обыденное сознание превалируют, высокий уровень культуры и логического мышления Склонность к принятию решений не в интересах компании в целом, а в интересах коллектива Использование только на должностях менеджеров среднего звена под неослабным контролем вышестоящих менеджеров
8 «УФОлог» Высокая приверженность групповому поведению и обыденному сознанию, высокий уровень культуры и логики в действиях Частая перемена увлечений, которые обычно мешают работе Разработка индивидуальных рабочих программ, не дающих возможности часто отвлекаться, и интересных для исполнителя
9 «Осколок империи» Низкая культура и логика мышления, групповое поведение и мышление, не выходящее за рамки обыденного Не «схватывает на лету» задания и новые знания, кажется ленивым и неработоспособным Предоставление возможности обучения, причем каждая предоставляемая льгота должна вводиться прилюдно
10 «Бунтарь» Оригинальное мышление при низкой культуре и логике действий, усугубляемое склонностью к действиям в составе группы Склонен поддаваться влиянию лидера группы или команды, возможны проявления психологии толпы Очень аккуратное использование в больших коллективах. Лучше выделять их небольшую часть для выполнения отдельной работы, но без географического удаления, чтобы сохранить возможность контроля
11 «Минор» Высокая приверженность нормам группового поведения и обыденного сознания на фоне непредсказуемости поведения и бескультурья Не поддается никаким способам воздействия, понимает только собственные нужды и устремления, да и то не выраженные в ясном виде Увольнение
12 «Угрюмый» Слабые культурные навыки и навыки логического мышления, обыденное сознание при неярко выраженном индивидуализме Плохо реагирует на работу с другими людьми Пытаться перевоспитывать можно; нужно соизмерить усилия и возможный эффект
13 «Мистик» Высокая культура при слабой логике, низкие показатели группового сознания и обыденного мышления Склонен воспринимать все «новейшие» веяния, приходящие в виде слухов. Безобиден до тех пор, пока эта «блажь» не вступает в противоречие со служебной деятельностью Помогает периодическое «промывание  мозгов» вышестоящим менеджером на предмет изгнания соответствующих мифов. В тяжелых случаях – направление на обучение, в начальный период которого данного индивида нужно изолировать от коллектива, дав ему, по крайней мере на это время, самостоятельный участок работы
14 «Интеллектуал» Слабая логика и высокая культура  в сочетании в сочетании с групповой формой поведения и пренебрежением к обыденному сознанию Пропагандирует в коллективе всяческие нововведения, сам, однако не проявляя ни малейшей попытки использовать их самому Выбрать 3–4 членов коллектива (которым больше других надоело выслушивать призывы «работать по-новому»). Эти люди через равные промежутки времени (примерно раз в неделю) предлагают данному индивиду показать пример, «возглавить» начинание: либо он возьмется за ум, либо на него постепенно перестанут обращать внимание, и результаты деятельности коллектива все равно улучшатся
15 «Эстет» Слабая логика и высокая культура на фоне обыденного сознания и группового поведения Стремится склонить коллектив к бесконечной «полировке» выполняемой работы, т.е. к многочисленным улучшениям и усовершенствованиям в ущерб срокам и планам Введение в коллективе обязательно писаной и утвержденной процедуры внесения поправок с адресным указанием автора каждой. Данный индивид либо «увянет», либо перейдет в рамки более конструктивной деятельности
16 «Асоциальный элемент» Слабая логика и высокая культура, накладывающаяся на индивидуализм и обыденное сознание Склонен к сложным «каверзам», трудно выявляемым и анализируемым, может доходить даже до неоправданной жестокости Такого человека «лучше иметь на своей стороне», причем для привлечения не стоит ничего жалеть, так как если нельзя от него избавиться, пусть строит «каверзы» противной стороне

Применение такого подхода позволяет легко идентифицировать тип поведения сотрудников и заблаговременно принять соответствующие меры из предлагаемого списка для повышения эффективности управления персоналом и общего процветания компании.

1 С.А. Сурков. «Социально-психологический анализ состояния общества по косвенным признакам. Тезисы докладов научно-практической конференции «Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы (EDG-2001)». 13—14 декабря 2001 года (г. Москва). Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. —С. 58; «Некоторые аспекты дистанционного образования как косвенные показатели социально-психологического состояния общества» (в сборнике «Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды» МИМ ЛИНК, Вып.4. Жуковский, 2002. —С. 149—153; «Мотивационные аспекты передачи информации»: Информация и бизнес, № 4, 2002.

2 С.А. Сурков. Социально-психологические аспекты маркетинговых исследований//Маркетинговые исследования, № 4, 2002.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».