Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N4 / 2003

Регистрация трудовых договоров в органах местного самоуправления

Щур Д.Л.,

начальник юридического отдела
Издательско-консультационного центра «Дело и сервис»

Частью третьей статьи 303 Трудового кодекса РФ на работодателя — физическое лицо возложена обязанность по оформлению трудового договора с работником в письменной форме и его регистрации в соответствующем органе местного самоуправления.

С совершением последнего юридического действия связано большое количество вопросов. Фактически здесь можно говорить о пробеле в законодательстве, так как возложив на работодателя — физическое лицо обязанность зарегистрировать трудовой договор, законодатель не определил порядок такой регистрации. Более того, такая обязанность в настоящее время носит односторонний характер, поскольку не корреспондирует с обязанностью органа местного самоуправления зарегистрировать трудовой договор, заключенный между работодателем — физическим лицом и работником. Усугубляет ситуацию и то, что органы местного самоуправления просто не имеют представления о том, как должны регистрироваться договоры, заключенные сторонними субъектами, не имеющими никакого отношения к муниципальному управлению. В Минтруд России регулярно приходят запросы от руководителей мэрий, администраций, поселковых советов и т.д., в которых они просят разъяснить:

  1. В какие сроки после оформления трудовые договоры должны представляться на регистрацию и сколько времени должно затрачиваться на регистрацию?
  2. Какие именно органы местного самоуправления должны осуществлять регистрацию трудовых договоров — по месту жительства работника, по месту выполнения работником трудовой функции, по месту жительства работодателя — физического лица, по месту регистрации работодателя в качестве предпринимателя без образования юридического лица (если работодатель приобрел такой статус) или по месту осуществления им предпринимательской деятельности?
  3. Как именно осуществляется регистрация трудовых договоров, то есть какие действия должны выполнить органы местного самоуправления, чтобы трудовой договор считался зарегистрированным?
  4. Обязаны ли органы местного самоуправления регистрировать изменения и дополнения трудовых договоров, факты прекращения действия договоров?
  5. Какой характер должна носить регистрация — уведомительный или разрешительный?
  6. Должны ли органы местного самоуправления проводить правовую экспертизу условий представленных на регистрацию трудовых договоров?
  7. Вправе ли органы местного самоуправления отказать в регистрации трудового договора, если в его тексте будут обнаружены условия, нарушающие права работника, а если нет — то как следует поступать?
  8. Какие правовые последствия наступают для работодателя — физического лица, не зарегистрировавшего трудовой договор?
  9. Вправе ли работники самостоятельно инициировать регистрацию трудовых договоров в случае, если работодатель — физическое лицо не исполняет обязанность по регистрации трудовых договоров?

Вопросов много, а Трудовой кодекс РФ не дает ответа ни на один из них.

Поэтому одни ждут ответа из Минтруда России, другие, не дожидаясь официальных разъяснений, берут инициативу в свои руки и устанавливают свои правила.

Для начала выясним, имеют ли они право на такое нормотворчество.

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются нормативными правовыми актами не только федерального уровня, но и субъектов Российской Федерации (конституциями (уставами), законами и иными актами), муниципальных образований.

Трудовое право в соответствии с пунктом «к» части первой статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 6 Трудового кодекса РФ полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений разграничены. Частью второй названной статьи Кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Порядок регистрации трудовых договоров работодателями — физическими лицами как раз и не урегулирован на федеральном уровне. В настоящее время только небольшая часть субъектов Российской Федерации в лице своих органов государственной власти решилась на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих правила регистрации трудовых договоров в органах местного самоуправления на своей территории (например, в Курганской и Челябинской областях (постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 02.12.2002 № 436, постановление Губернатора Челябинской области от 01.08.2002 № 398), в Алтайском крае (постановление Администрации Алтайского края от 21.03.2002 № 142), в Республике Татарстан (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2002 № 603) и др.).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления пока не утратили надежды на то, что на федеральном уровне будет принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок регистрации трудовых договоров, заключенных между работодателями — физическими лицами и работниками. Поэтому большинство принятых ими актов носит временный характер. Примечательно то, что каждый субъект по-своему определяет вид федерального акта: одни ожидают принятия федерального закона, другие — постановления Правительства РФ, третьи — постановления Минтруда России. Исходя из части третьей статьи 6 Трудового кодекса РФ, указанные действия оправданны: в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросам, не урегулированным на федеральном уровне, закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Теперь проанализируем, имеют ли право органы местного самоуправления автономно от органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять своими нормативными правовыми актами порядок регистрации трудовых договоров. Согласно статье 7 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Они осуществляют нормотворческую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. на 21.03.2002). Названный Федеральный закон прямо не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Вместе с тем, согласно части второй его статьи 6 содействие занятости населения относится к вопросам местного значения, а следовательно, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, связанные с трудоустройством и обеспечением рабочими местами на территории муниципального образования. Регистрация трудовых договоров только в незначительной степени соприкасается с вопросами занятости, но, тем не менее, органы местного самоуправления принимают свои нормативные правовые акты со ссылкой на статью 130 Конституции РФ и статью 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обзор и анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления позволит нам обозначить контуры выработанной на сегодняшний день схемы регистрации трудовых договоров на местах.

1. Цели регистрации трудовых договоров. Исходя из смысла статьи 309 Трудового кодекса РФ, главной целью регистрации трудовых договоров является подтверждение факта и времени работы у работодателя — физического лица. Нормативные правовые акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяют, что посредством регистрации трудовых договоров также решаются следующие задачи:

  • организация контроля за соблюдением норм трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • сохранность трудовых договоров;
  • оказание консультативной помощи сторонам трудовых отношений.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на органы местного самоуправления помимо непосредственной регистрации, нередко возлагаются обязанности по оказанию методической помощи сторонам трудового договора по урегулированию споров, возникающих при регистрации договоров между работником или работодателем (их представителями) и органами местного самоуправления, по выдаче справок о факте регистрации трудовых договоров и трудовом стаже.

2. Субъекты. В основном, региональные нормативные правовые акты и акты муниципальных образований ориентированы на работодателей — индивидуальных предпринимателей. И это при том, что глава 48 Трудового кодекса РФ, в том числе и ее статья 303 содержит нормы, регулирующие трудовые отношения с работодателем — физическим лицом вне зависимости от того является ли он предпринимателем без образования юридического лица или не является таковым, но, вместе с тем, использует наемный труд, например, в домашнем хозяйстве. Как следствие — работодатели — физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, не рассматриваются как субъекты правоотношений по регистрации трудовых договоров; более того, вводимый на местах порядок в отдельных случаях просто неприменим к ним.

Конкретные наименования органов местного самоуправления (их структурных подразделений), в которые работодатели — физические лица должны обратиться для регистрации трудовых договоров, указываются непосредственно в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Например, в областных центрах обязанности по регистрации трудовых договоров возложены на следующие подразделения:

Город

Наименование органа местного самоуправления

Нормативный правовой акт

Курган Лицензионно-регистрационный отдел городской администрации Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 02.12.2002 № 436
Иваново

Регистрационная палата

Постановление Главы города Иваново от 18.03.2002 № 201
Астрахань Постановление Мэра Астрахани от 14.05.2002 № 1309-м
Краснодар Постановление Главы администрации города Краснодара от 13.06.2002 № 875
Хабаровск Отделы экономического развития соответствующего округа администрации города Постановление Мэра города Хабаровска от 11.04.2002 № 410
Ижевск Регистрационные отделы администрации районов города Постановление Мэра города Ижевска от 29.05.2002 № 235
Владимир Управление организации предпринимательской деятельности при городской администрации Распоряжение Главы города Владимира от 29.05.2002
Великий Новгород Отдел государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензирования комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Решение Новгородской городской думы от 24.04.2002 № 340
Пенза Администрации районов города Постановление Главы администрации г. Пензы от 14.03.2002 № 447
Иркутск Отдел труда и трудовых отношений Главного экономического управления комитета по экономике и финансам администрации города Постановление Мэра города Иркутска от 29.11.2002 № 031-06-1534/2
Новосибирск Отдел администрации района города, в компетенцию которого входит координация вопросов трудовых отношений или комитет по труду и занятости населения мэрии города Постановление Главы администрации Новосибирской области от 25.03.2002 № 291, постановление Мэрии г. Новосибирска от 23.04.2002 № 944
Чита Комитет разрешений и лицензирования города Постановление Главы Администрации города Читы от 04.03.2002 № 352
Ярославль Регистрационно-лицензионная палата мэрии города Постановление Мэрии города Ярославля от 20.03.2002 № 764

Вопрос о территориальном разграничении функций по регистрации трудовых договоров в пределах территории одного субъекта Российской Федерации решается в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации произвольно. Однако как следует из анализа нормативной правовой базы муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации, в которых на уровне субъекта еще не приняты соответствующие нормативные правовые акты, такой произвольный порядок все же позволяет говорить об относительной упорядоченности отношений по регистрации трудовых договоров. В тех же субъектах, в которых региональная власть не решилась на введение актов, устанавливающих порядок регистрации трудовых договоров, каждое муниципальное образование решает вопрос по-своему. Результатом является то, что трудовые договоры в одних муниципальных образованиях регистрируются органами местного самоуправления по месту жительства работника; в других — по месту нахождения рабочего места работника; в третьих — по месту жительства работодателя — физического лица, а если он является предпринимателем без образования юридического лица — то по месту его регистрации; в четвертых — по месту осуществления предпринимателем деятельности и налогообложения доходов от таковой. Как следствие, в ситуациях, когда работник, допустим, проживает в одном муниципальном образовании, а работает в другом, проблема обнаруживается при попытке регистрации трудового договора, поскольку нормативным правовым актом одного муниципального образования предусмотрена регистрация трудовых договоров в органе местного самоуправления по месту жительства работника, а актом другого — по месту регистрации работодателя-предпринимателя. То есть, один трудовой договор подлежит регистрации в двух органах местного самоуправления разных муниципальных образований.

3. Сроки представления трудового договора на регистрацию. Срок, в течение которого, работодатель — физическое лицо обязан представить трудовой договор на регистрацию в орган местного самоуправления различен и составляет от 3 до 14 дней с момента его подписания сторонами.

Вопрос регистрации изменений и дополнений, а также фактов прекращения действия трудовых договоров, решается каждым субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления по-своему. Во многом процедура регистрации изменений и дополнений трудового договора, прекращения трудового договора аналогична порядку регистрации заключенного трудового договора. Различаются только сроки обращения работодателя в регистрирующие органы и, естественно, пакет документов (например, при расторжении трудового договора от работодателя потребуют предоставить копию заявления работника (если расторжение трудового договора осуществляется по инициативе работника), а также приказа (распоряжения) о прекращении действия трудового договора с предъявлением оригиналов).

4. Документы, необходимые для регистрации трудовых договоров. Для регистрации трудовых договоров работодатель должен представить определенные документы. Прежде всего, подавляющим большинством нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований устанавливается, что трудовой договор должен представляться на регистрацию в 3 экземплярах, которые должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью — один экземпляр работника, один экземпляр работодателя (оба после регистрации будут возвращены сторонам) и один — для органа местного самоуправления (он останется в органе, осуществлявшем регистрацию). В городах Астрахани и Владимире требуется предоставление 4 экземпляров трудового договора (четвертый экземпляр направляется в налоговый орган по месту постановки на учет работодателя — физического лица). В отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях работодателю нужно представить 2 экземпляра трудового договора (работника и работодателя) и снятую с них копию; копия может быть снята и заверена непосредственно в органе местного самоуправления при регистрации трудового договора.

В большинстве случаев устанавливается, что регистрация трудового договора производится на основании заявления, подаваемого работодателем. Оно может составляться в произвольной форме или по форме, утвержденной органом местного самоуправления. Например, по такой:

Заявление о регистрации трудового договора, заключенного работником с работодателем - физическим лицом

Кроме того, потребуется предоставление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность работодателя — физического лица, а если он является предпринимателем, то свидетельства о его регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований примут трудовой договор на регистрацию, если работодатель предоставит:

  • копию свидетельства о его регистрации в качестве налогоплательщика (например, в Саратове);
  • оригинал и копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (например, в Астрахани);
  • копию лицензии, если вид деятельности, осуществляемой работодателем, подлежит лицензированию (например, во Владимире);
  • документы о постановке на учет в государственные внебюджетные фонды (ПФР России, ФСС России) и справку об отсутствии задолженности по заработной плате (например, в Иркутске).

В отношении трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления содержат требования о предоставлении документа, подтверждающего дачу согласия одного из родителей (опекуна (попечителя) и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора.

Могут также потребоваться паспортные данные работника. В этом случае органы местного самоуправления предлагают работнику явиться для регистрации трудового договора и представить паспорт или документ, удостоверяющий его личность.

Примечательно, что почти в каждом нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации или муниципального образования, регулирующем порядок регистрации трудовых договоров, после перечисления документов, необходимых для регистрации, следует запрет требовать иные, не названные документы.

5. Способы и формы регистрации. Регистрация трудовых договоров осуществляется либо в специальном реестре регистрации трудовых договоров, либо в журнале (книге) регистрации трудовых договоров. Вид документа определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В реестр, как правило, включаются:

1) сведения о работодателе:

  • фамилия, имя, отчество;
  • паспортные данные;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • номер и дата выдачи свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
  • наименование регистрирующего органа;

2) сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, паспортные данные);

3) место работы;

4) регистрационный номер трудового договора и дата его регистрации;

5) дата начала и окончания действия трудового договора.

Журналы (книги) регистрации трудовых договоров ведутся по нижеприведенным формам.

Пример 1

Регистрационный номер Дата
регистрации
ФИО работодателя —
физического лица,
контактный телефон
№ свидетельства
о регистрации
предпринимателя
без образования
юридического лица
ФИО
работника
1 2 3 4 5
         

Окончание формы

Дата заключения
трудового договора
Срок действия
трудового договора
Дата направления
заключения
в государственную
инспекцию труда
Дополнительные
соглашения
к трудовому договору
6 7 8 9
       

Пример 2

Регистрационный
номер
Дата
регистрации
№ свидетельства
о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
ФИО.
работодателя —
физического лица
1 2 3 4
       

Окончание формы

ФИО
работника
Дата
заключения
трудового договора
Условия договора,
ухудшающие положение работников
по сравнению с действующим
законодательством
Срок действия
договора
5 6 7 8
       

Пример 3

Регистрационный номер трудового договора Дата
регистрации трудового
договора
Сведения о работодателе
фамилия,
имя,
отчество
паспортные
данные
номер и дата выдачи
свидетельства о регистрации
в качестве ПБОЮЛ
1 2 3 4 5
         

Продолжение формы

Сведения о работнике Дата
заключения
трудового договора
фамилия,
имя, отчество
паспортные
данные
наименование должности, специальности, профессии или конкретная трудовая
функция работника
6 7 8 9
       

Окончание формы

Вид
трудового договора
Срок действия
трудового договора
Изменения, вносимые
в трудовой договор
(№ и дата)
Прекращение
трудового договора
10 11 12 13
       

Пример 4

№ п/п Дата представления
трудового договора
на регистрацию
Работодатель
ФИО паспортные
данные
ИНН № регистрационного
свидетельства
1 2 3 4 5 6
           

Продолжение формы

Работник Дата вступления
договора в силу
ФИО паспортные данные ИНН № пенсионного свидетельства
7 8 9 10 11
         

Окончание формы

Срок
действия договора
Дата
окончания договора
Оплата
по договору
Подпись работодателя
(фамилия полностью)
12 13 14 15
       

Журнал (книга) прошнуровывается и скрепляется печатью (штампом) регистрационного органа; страницы пронумеровываются.

6. Срок регистрации трудового договора. Он определяется в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Трудовой договор в одних муниципальных образованиях органы местного самоуправления должны зарегистрировать немедленно — в день представления трудового договора и необходимых документов; в других сроки колеблются от 3 до 15 дней с момента передачи документов.

7. Проведение правовой экспертизы. На вопрос, должен ли орган местного самоуправления, осуществляющий регистрацию трудовых договоров, проводить их правовую экспертизу, трудовое законодательство федерального уровня ответа не дает. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования отвечают на него по-своему. Большинство склоняется к тому, что такая экспертиза должна проводиться, и обязанности по ее проведению возлагаются на органы местного самоуправления непосредственно в нормативных правовых актах. Однако действия органа местного самоуправления в случае выявления нарушения трудового законодательства, обнаружения условий, не соответствующих трудовому законодательству, различаются. Так, одни должны сразу же направить информацию в государственную инспекцию труда, а регистрацию трудового договора приостановить. Другие сначала предлагают работодателю устранить условия, не соответствующие трудовому законодательству, путем заключения с работником дополнительного соглашения; если такое соглашение не будет представлено в регистрирующий орган в течение определенного срока, то информация о нарушении трудового законодательства направляется в государственную инспекцию труда, а трудовой договор возвращается работодателю без регистрации. Третьи также предлагают работодателю устранить нарушения и в случае отказа информируют государственную инспекцию труда; однако регистрация трудового договора все же производится. Некоторые, определяя схему своих действий, тем не менее, непосредственно в нормативных правовых актах подчеркивают, что регистрирующий орган не несет ответственности за содержание трудового договора, а также по обязательствам обеих сторон договора.

8. Отметки о регистрации. После занесения сведений о трудовом договоре в реестр или журнал (книгу), в самом договоре (как правило, на первом листе) проставляется соответствующая отметка. Это может быть просто запись даты и номера регистрации трудового договора, заверенная печатью (штампом) регистрирующего органа, а может быть и специальный штамп о регистрации, оформляемый, например, следующим образом:

Вариант 1

Вариант 2

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

В ____________________________________
(орган местного самоуправления)

Регистрационный № ___________

«__» ___________________________ 20__ г.

______________________________________
(должность и подпись лица,
осуществлявшего регистрацию)

Зарегистрировано в ______________________
                                 (наименование органа

_______________________________________
местного самоуправления)

__________ за № __________-_____________

   (дата)

Подпись _______________________________
                    (должность, фамилия, инициалы)

Факт регистрации трудового договора фиксируется отметкой на первом листе всех представленных на регистрацию экземпляров.

Контрольный экземпляр трудового договора (третий) или копия трудового договора хранится в органе местного самоуправления в течение 75 лет.

9. Доступ к информации, связанной с регистрацией трудовых договоров. Доступ к документам, сопровождающим регистрацию трудового договора, а также к экземплярам трудовых договоров или их копиям, как правило, предоставляется только специалистам регистрирующего органа. Допуск иных лиц (кроме непосредственно самого работника и работодателя) к информации о регистрации трудовых договоров ограничен: для этого потребуется разрешение соответствующего должностного лица. Если работнику или работодателю необходима справка, связанная с регистрацией трудового договора, то по их письменному заявлению она будет выдана на основании информации, содержащейся в реестре или журнале (книге) регистрации трудовых договоров.

* * *

Ни один из вышеназванных и проанализированных нормативных правовых актов не содержит условия о взимании платы за регистрацию трудовых договоров. Более того, в некоторых из них прямо установлено, что регистрация осуществляется безвозмездно. Между тем, прецеденты уже были, и прокуратура подтвердила, что взимание платы за регистрацию трудовых договоров является незаконным.

Отдельные положения нормативных правовых актов, определяющих порядок регистрации трудовых договоров на местах, в определенной степени настораживают. Когда орган местного самоуправления предлагает примерную форму трудового договора, которую работодателям — физическим лицам и работникам рекомендуется использовать в качестве основы при разработке конкретного трудового договора, это можно назвать заботой органа местного самоуправления о правах работников, работающих по найму у работодателей — физических лиц. Но когда нормативным правовым актом утверждается типовая форма трудового договора и устанавливается, что трудовые договоры, представляемые на регистрацию, должны составляться именно по ней — налицо нарушение прав и работника, и работодателя — физического лица. Стороны самостоятельно, по своему усмотрению и основываясь на требованиях Трудового кодекса РФ определяют, на каких условиях будут строиться их трудовые взаимоотношения. Скорее всего, такие «типовые» формы, а также положения нормативных правовых актов, обязывающих работодателя и работника заключать трудовые договоры по утвержденной органами местного самоуправления форме, будут обжаловаться в судах и признаваться недействительными.

Предметом правового анализа могут стать и иные положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок регистрации трудовых договоров.

Однако ни прокурорский надзор, ни судебное вмешательство не способны заполнить пробел федерального законодательства. Для того, чтобы органы местного самоуправления понимали, как разработчики Трудового кодекса РФ и законодатели представляли себе процедуру регистрации трудовых договоров, последним, по-видимому, придется еще раз поработать и предложить решение этого вопроса на федеральном уровне.

 

Как подписаться>>>

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».