Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N10 / 2010

Особенности оформления разрешений на работу иностранным гражданам - высококвалифицированным специалистам

Л.А. Медведева,

эксперт журнала
«Кадры предприятия»

С  01.07.2010 - даты вступления в силу основной части норм Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - действует особый порядок получения разрешений на работу для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами. Основные его отличия от общего порядка заключаются в том, что:

а) работодатель может привлекать и использовать иностранных работников - высококвалифицированных специалистов без разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пункт 4.5 статьи 13 Федерального закона);
б) на иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;
в) срок разрешения на работу иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту определяется сроком трудового договора (до 3 лет) и может неоднократно продлеваться на срок действия трудового договора, но не более чем на 3 года для каждого такого продления.

Сама процедура привлечения иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов также существенно отличается от общих правил привлечения и использования иностранных работников.

Начнем с того, что высококвалифицированные специалисты - особая категория иностранных граждан . Она обособлена от выделенной в статье 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» группы квалифицированных специалистов, на которых не распространяются устанавливаемые Правительством РФ квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, перечень профессий (специальностей) которых каждый год утверждается Минздравсоцразвития России1.

Согласно пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона под высококвалифицированным специалистом понимается иностранный гражданин, отвечающий в совокупности следующим требованиям:

  1. он имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности;
  2. условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждени ) в размере 2 000 000 рублей и более за период, не превышающий 1 год. Как определено в этой же норме, исход из приоритетов развития российской экономики, Правительство РФ вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан. Как представляется, этот не вполне традиционный подход к корректировке абсолютных величин, устанавливаемых в федеральных законах, будет предполагать принятие Правительством РФ не индивидуальных актов в отношении определенных групп работодателей и категорий иностранных граждан, а по соответствующим отраслям экономики.

Оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых планируется использовать как высококвалифицированных специалистов, работодатели осуществляют самостоятельно . Это означает, что органы государственной власти или уполномоченные ими организации не вправе проводить какие-либо процедуры аттестации, иной оценки указанных иностранных граждан до их трудоустройства. При этом, однако, работодатели несут соответствующие риски.Под рисками в данном случае следует понимать несоответствие иностранного специалиста заявленным сведениям и (или) порученной на основании указанной информации работы, непригодность заявленной компетенции содержанию работы в Российской Федерации и т.д.

Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель использует:

  • документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навы­ков;
  • сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей, в том числе иностранных;
  • сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала;
  • сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин;
  • сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений; сведени об итогах проведенных работодателем конкурсов;
  • иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.

Привлекать высококвалифицированных специалистов в особом порядке вправе не все работодатели, а только:

а) российские коммерческие организации;
б) российские научные организации, образовательные учреждения профессионального образования (за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), учреждения здравоохранения, а также иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
в) аккредитованные в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалы иностранных юридических лиц.

Как следует из приведенного перечня, физические лица, как индивидуальные предприниматели, так и не вляющиеся таковыми, не могут воспользоваться новым порядком привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов.

Помимо определения особого, организационно-правового, статуса законодатель выдвинул требования, которым работодатели должны отвечать с точки зрения  правомерного проведения. Так, согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель не должен:

  1. в течение 2 лет со дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов подвергаться административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан;
  2. иметь на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов неисполненные постановления о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.

Не будет принято ходатайство работодателя, если ФМС России будет располагать информацией о нарушении работодателем условий трудового договора . Согласно пункту 26 статьи 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель, по собственной вине не исполнивший прин тых на себ об зательств перед высококвалифицированным специа­листом, установленных в соответствии с Федеральным законом, а равно об -зательных условий трудового договора, заключенного с высококвалифициро­ванным специалистом, лишаетс права привлекать высококвалифицированных специалистов на 2 года со дн , когда соответствующие обсто тельства стали известными ФМС России.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».