Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N1 / 2011

Национальный стандарт «Услуги торговли. Требования к персоналу»: анализ содержания и оценка правомерности

Комментарий к национальному стан дарту «Услуги торговли. Требования к персоналу» (ГОСТ Р 51305-2009)

На фоне дискуссий, связанных с принятием Феде рального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российс кой Федерации» незамеченным для отрасли прошло утверж дение Ростехрегулирования национальных стандартов серии «Услуги торговли»: приказами от 15.12.2009 №№ 769-ст, 770-ст и 771-ст были утверждены национальные стандарты:

  • «Услуги торговли. Общие требования» (ГОСТ Р 51304 2009);
  • «Услуги торговли. Требования к персоналу» (ГОСТ Р 51305-2009);
  • «Услуги торговли. Классификация предприятий торгов ли» (ГОСТ Р 51773-2009).

Дата введения всех трех стандартов — 01.01.2011. Пос кольку один из них имеет самое непосредственное отноше ние к кадрам торгового предприятия, сосредоточим внима ние на нем.

Прежде чем перейти к подробному анализу ГОСТ Р «Услуги торговли. Требования к персоналу» (ГОСТ Р 51305 2009), определим его правовую природу и последствия его принятия и введения в действие для торговых предприятий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под стандартом понимается документ, в котором в целях добро вольного многократного использования устанавливаются:

  • характеристики продукции;
  • правила осуществления и характеристики процессов про ектирования (включая изыскания), производства, стро ительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • правила выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Как видно из приведенного перечня, персонал не является объектом стандар тизации в соответствии с Федеральным законом. Не следует возможность разра ботки национальных стандартов, уста навливающих требования к персоналу, и из иных норм Федерального закона.

Закон 1993 года «О стандартизации» также не предусматривал в числе объек тов стандартизации персонал. Тем не менее в конце 90 годов прошлого века уже распространенной стала практика выдвижения требований к персоналу в рамках технического регулирования, то есть систем сертификации отдельных видов работ и услуг. Не встретив никакой критики, в условиях действия устаревше го трудового законодательства практика установления Госстандартом России требований к работникам отдельных отраслей про-существовала до отмены сертификации работ и услуг, а сейчас получила новое развитие в технических регламентах и национальных стандартах.

Сменившее Госстандарт России Рос техрегулирование продолжает утвер ждать стандарты, устанавливающие требования, пусть и применяемые на добровольной основе, к персоналу сфе ры услуг (общественного питания, тор говли, социального обслуживания и др.).

Если представить себе автономное существование стандартов, устанавлива ющих требования к персоналу (без стан дартов, устанавливающих требования собственно к процессу оказания услуги), то при добровольном подтверждении соответствия сертификат должен был бы выдаваться на персонал. Структурными единицами персонала являются люди, существа биологические, которые не могут быть стандартизированы в том смысле, в котором применяется термин «стандартизация», ни при рождении, ни в процессе жизни. Только передавая в процессе обучения соответствующие знания, моделируя правила поведения при выполнении операций и формируя необходимые навыки, можно воздейс твовать на человека как на индивида и как на члена трудового коллектива, обоз начаемого в современной теории управ ления понятием «персонал».

Несмотря на спорность, националь ный стандарт, объектом которого явля ются люди, выполняющие определенные операции, с 01.01.2011 введен в действие. В связи с этим представляется необхо димым определить его значение для тор говых предприятий.

В соответствии со статьей 15 Феде рального закона «О техническом регу лировании» национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере неза висимо от страны и (или) места проис хождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и ока зания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изго товителями, исполнителями, продавца ми, приобретателями. Отсюда следует, что понудить торговое предприятие при менять национальный стандарт «Услуги торговли. Требования к персоналу» ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни иные субъекты не вправе. В соответс твии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торго вой деятельности в Российской Федера ции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, орга нам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям под угрозой применения мер административной ответственности запрещается понуждать хозяйствующих субъектов, осу ществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осу ществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в том числе путем процедур сертификации това ров, подтверждения соответствия торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации.

О своем добровольном применении национального стандарта «Услуги торговли. Требования к персоналу», а также других национальных стандартов серии «Услуги торговли», торговое предприятие может заявить путем добровольного подтверждения соответствия, что выражается в выдаче сертификатов соответствия и предоставлении торговому предприятию права на применение знака соответствия, если применение такого знака предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации (пункт 1 статьи 21 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Для реализации хозяйствующими субъектами права на добровольное подтверж дение соответствия услуг требованиям национальных стандартов должна быть созда на система добровольной сертификации, которая в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона «О техническом регулировании» может быть зарегистриро вана Ростехрегулирования. Анализ зарегистрированных Ростехрегулирования сис тем добровольной сертификации позволяет сформировать перечень действующих в сфере торговли отраслевых систем добровольной сертификации (табл. 1).

Таблица 1

Поскольку подавляющее большинство систем было разработано до 2004 года, они нуждаются в приведении в соответствие актам современного законодательства о техническом регулировании и в учете положений новых национальных стандар тов. Однако формально необходимая база для осуществления сертификации услуг торговли существует.

Что касается федерального регулирования вопросов проведения добровольной сертификации услуг торговли, то методической основой для нее выступает поста новление Госстандарта России от 21.08.2003 № 97 «Об утверждении нормативных документов системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сер тификации услуг», утверждающее Порядок сертификации услуг розничной тор говли (Приложение Б.8). Данный акт назван методической основой неспроста — Минюстом России ему было отказано в регистрации (письмо Минюста России от 24.03.2005 № 01/2111-ВЯ). В соот ветствии с пунктом 10 Указа Президен та РФ от 03.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Фе дерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполни тельной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполни тельной власти, кроме актов и отде льных их положений, содержащих све дения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государствен ную регистрацию, а также зарегистриро ванные, но не опубликованные в установ ленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих пра воотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и орга низациям за невыполнение содержащих ся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Положение, уточняющее сказан ное содержится и в пункте 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель ной власти и их государственной регист рации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009: федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нор мативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования; при нарушении указан ных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, приме няться не могут (пункт 19 Правил).

Несмотря на спорность нормативно правового статуса вышеназванного пос тановления Госстандарта России, основа для осуществления добровольной серти фикации услуг торговли представляется сформированной.

Получив сертификат соответствия в добровольной системе сертификации, торговое предприятие обязано постоян но поддерживать качество оказываемых услуг в состоянии, имевшем место на момент сертификации (здесь проявля ется еще одна сложность и неумест ность стандартизации персонала, пос кольку штат постоянно обновляется, и зафиксировать и тем более гарантиро вать его статику проблематично). В слу чае выявления нарушений торговым предприятием требований националь ных стандартов орган по сертификации приостанавливает или прекращает дейс твие выданных им сертификатов соот ветствия. Это максимальные последс твия, которые могут возникнуть для торгового предприятия в системе добро вольной сертификации услуг.

Проанализируем содержание уста новленных национальным стандартом общих минимальных требований к обслуживающему и административному персоналу предприятий торговли. Пре жде всего, заметим, что они не распро страняются на персонал предприятий различных видов торговли, как это декларируется в его «Области примене ния». Практически все требования рас считаны исключительно на персонал предприятий розничной торговли, осу ществляющих свою деятельность с использованием торговых объектов (магазинов, мелкорозничных объектов). Ни на электронную торговлю, ни на оптовую торговлю сформулированные в национальном стандарте требования не распространяются.

 

Полную версию статьи читайте в журнале "Кадры предприятия №1/2011"

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».