Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N2 / 2011

Пожизненный запрет лицам с преступным прошлым на работу с детьми: анализ содержания, оценка соразмерности и рекомендации по совершению юридических действий

Л.В. Щур-Труханович,

директор Центра исследований
в сфере экономики и права

Под завершение Года учителя в Российской Феде рации, с размахом отмеченного различными собы тиями в 2010 году, Президент РФ подписал Феде ральный закон от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государс твенной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Феде рации».

Субъектом законодательной инициативы выступил сам Президент РФ. На основании его поручения по итогам встре чи с членами Совета палаты — постоянно действующего орга на Совета Федерации Федерального Собрания РФ 05.11.2009 были подготовлены изменения в Трудовой кодекс РФ, каса ющиеся установления запрета на работу с детьми для лиц, которые имеют (имели) судимость, подвергаются (подвер глись) уголовному преследованию (за исключением реаби литированных лиц) за преступления против половой непри косновенности несовершеннолетних.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 года Президент РФ еще раз отметил необ ходимость ограничения у лиц, имеющих судимость, права на занятие видами деятельности, связанными с обеспечени ем и обслуживанием несовершеннолетних: «Считаю, нужно раз и навсегда закрыть доступ в образовательные и воспита тельные учреждения тем, кто был осужден за любые насиль ственные преступления или вовлекал детей и подростков в преступную деятельность. Таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям».

Как покажет дальнейший анализ положений Федераль ного закона № 387-ФЗ, жесткое заявление Президента РФ серьезным образом изменило поставленную им в первоначальном поручении задачу и обусловило гипер-ограничение свободы труда и про фессиональной деятельности в сферах образования, медицинского обслужива ния и оздоровления, культуры и искус ства. На фоне возрастающего насилия детей над учителями, не имеющего со стороны государства и правозащитников встречного отклика, решение законода телей усугубит ситуацию и еще больше ухудшит положение педагогов, а с ними и других лиц, работающих с детьми — угроза несовершеннолетнего «устроить уголовное преследование» в отношении учителя теперь будет более реальной и страшной, чем угроза собственно уго ловного осуждения (ведь для последне го обязательным условием является доказательство вины), а для начала уго ловного преследования в отношении учителя достаточно заявления, причем, совсем не обязательно, чтобы эти нару шения были связаны с несовершенно летними.

Прежде чем перейти к детальному разбору новых норм, необходимо все таки отметить, что государство имеет пра во вводить запрет на профессии — с уче том части 3 статьи 55 Конституции РФ принята серия федеральных законов, пре дусматривающая ограничение права на занятие отдельных должностей (выпол нение отдельных работ). Введение запре та на профессию в сферах, объектом которых являются отношения с участием детей, в целом согласуется с Конвенцией о правах ребенка 1989 года, согласно ста тье 19 которой государства-участники* принимают все необходимые законода тельные, административные, социальные и просветительные меры с целью защи ты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорб ления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, гру бого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опеку нов или любого другого лица, заботяще гося о ребенке. Реализация данного положения Конвенции имела место в первых российских законах об образова нии, а затем с формированием нового трудового законодательства была обес печена в Трудовом кодексе РФ. Однако при реализации указанного права зако нодатель должен следовать целой сово купности юридических правил и прин ципов, основным из которых является требование разумной соразмерности между используемыми законодательс твами средствами и государственно зна чимыми целями.

Если ограничение на занятие педаго гической деятельностью в образователь ных учреждениях не ново, то запрет на занятие предпринимательской деятель ностью физическим лицам, имеющим судимость или подвергшимся уголовно му преследованию, абсолютная новелла российского законодательства.

Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности

Как следует из дополненных редак ций пунктов 1 и 4 статьи 221 Федераль ного закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри дических лиц и индивидуальных пред принимателей», в качестве индивидуаль ного предпринимателя не может быть зарегистрировано лицо, имеющее судимость и (или) подвергавшееся уголовно му преследованию, при условии, что ука занное лицо намерено осуществлять определенные виды предприниматель ской деятельности в сферах:

  • образования, воспитания, развития несовершеннолетних;
  • организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
  • медицинского обеспечения, социаль ной защиты и социального обслужи вания несовершеннолетних;
  • детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершен нолетних.

Более развернутый перечень видов деятельности, право на занятие которой ограничивается для имеющих судимость и (или) подвергшихся уголовному пре следованию, должно будет утвердить Правительство РФ. Без такого перечня применение новых правил невозможно, поскольку из Общероссийского класси фикатора видов экономической деятель ности (ОКВЭД), в соответствии с кото рыми физические лица, намеренные стать индивидуальными предпринимателями, указывают коды планируемой к веде нию деятельности. Однозначный вывод о работе с детьми можно сделать толь ко в отношении деятельности детских лагерей на время каникул (код 55.23.1) и образования (код 80), и то не всех его видов (например, очевидно, что образо вательный процесс в учреждениях допол нительного профессионального образо вания, учреждениях послевузовского профессионального образования, не сопряжен с несовершеннолетними).

Что же касается деятельности по органи зации отдыха и развлечений, культуры и спорта, здравоохранения и предоставления социальных услуг, то здесь потребуется в дополнение к кодам ОКВЭД преду сматривать дополнительные разъясне ния, указывающие на связь деятельности с обслуживанием и (или) обеспечением несовершеннолетних, что в свою очередь, потребует уточнения формы Заявления о государственной регистрации физичес кого лица в качестве индивидуального предпринимателя. Последняя, как извес тно, предусматривает указание сведений о видах экономической деятельности, планируемых к осуществлению, строго в соответствии с ОКВЭД.

Как следует из размещенного на сай те Минздравсоцразвития России** про екта постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов пред принимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несо вершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспече ния, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношес кого спорта, культуры и искусства с учас тием несовершеннолетних, при осущест влении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивиду ального предпринимателя, представля ется справка в регистрационный орган о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям», чиновники пока не учли этот момент и включили в него виды деятельности стро го согласно ОКВЭД без учета того обсто ятельства, что значительная часть таких услуг может оказываться исключительно взрослым, а также тот факт, что детский контингент во всех услугах предугадать нельзя (табл. 1).

Из сорока планируемых к включению в правительственный перечень видов деятельности значительная часть обслуживает и обеспечивает различный контин гент, в котором несовершеннолетние могут так и не появиться (например, в сто матологическом кабинете или в архиве, или в спортивном клубе). Если перечень останется без соответствующей конкретизации, то права многих и многих едино жды подвергнувшихся судимости или уголовному преследованию за преступле ния, никак не связанные с детьми и не свидетельствующие о склонности к наси лию, будут ограничены в своем праве на работу пожизненно и в полном объеме. А таких, как покажет дальнейший анализ, будет немало.

Право физических лиц на занятие предпринимательской деятельностью ограни чивается за судимость (уголовное преследование) за поименованные в абзаце втором пункта 4 статьи 221 «О государственной регистрации юридических лиц и индивиду альных предпринимателей» преступления, а именно за преступления против:

  1. жизни и здоровья;
  2. свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помеще ния в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления);
  3. половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  4. против семьи и несовершеннолетних;
  5. здоровья населения и общественной нравственности;
  6. общественной безопасности.

Такой масштабный охват составов преступления, как представляется, не защи тит несовершеннолетних от посягательств на их нравственность, психическое и физическое здоровье, половую неприкосновенность, однако существенно и чрез мерно ограничит права единожды понесших уголовное наказание, в том числе за преступления, которые не связаны с несовершеннолетними и факт совершения которых не свидетельствует о потенциальной склонности судимых к такого рода действиям.

Приведем полный перечень преступлений, входящих в указанные группы (табл. 2).

Общий подход законодателя к опре делению перечня преступлений, суди мость или уголовное преследование за которые означает запрет на занятие предпринимательской деятельностью, на наш взгляд, чрезмерен. Среди при веденных в таблице есть преступления, объект и объективная сторона которых не свидетельствуют о сколь-либо воз можной угрозе несовершеннолетнему, например, от допустивших нарушение правил безопасности при ведении гор ных, строительных или иных работ (статья 216 УК РФ) или допустивших нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217), нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (статья 218), небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 224 УК РФ).

Если исходить из предпосылки, что отбывание наказания за уголовные пре ступления в виде лишения свободы приводит к психической и нравствен ной деформации личности, формирова нию криминальных наклонностей и руководствуясь этим критерием опре делять перечень преступлений, суди мость за которые обусловливает повы шение рисков для несовершеннолетних, то нельзя не отметить, что среди попав ших в категорию опасных для несовер шеннолетних оказались преступления, за которые лишение свободы в принци пе не предусмотрено (например, разгла шение тайны усыновления (удочере ния) (статья 155 УК РФ) и злостное уклонение от уплаты средств на содер жание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 УК РФ).

На этом фоне весьма странно выгля дит решение законодателя исключить из перечня преступлений, судимость или уголовное преследование за которые ограничивает право на занятие предпри нимательской деятельностью в опреде ленных отраслях, незаконное помещение в психиатрический стационар (статья 128 УК РФ), клевету (статья 129 УК РФ) и оскорбления (статья 130 УК РФ). Пос леднее изъятие представляется особо сомнительным, поскольку, как уже отме чалось, цель нововведений — защита ребенка, в том числе от оскорбления и грубого обращения. Из новых законо дательных конструкций следует, что применение уголовного наказания за незаконное помещение в психиатри ческий стационар или оскорбление (представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме и которое может быть нанесено как устно и письменно, так и путем различных действий — плевками, непристойными жестами, пощечиной, др.), не будет препятствовать регистра ции в качестве индивидуального пред принимателя или найму на должности (работы), связанные с педагогической работой.

Показательным выглядит тот факт, что расширение перечня преступлений, судимость или уголовное преследование за которые с января 2011 года ограничило право на осуществление предпринима тельской и трудовой деятельности, было осуществлено по инициативе Комитета по труду и социальной политике Госу дарственной Думы РФ. В первоначальной редакции проекта федерального закона, подготовленного Государственно-право вым управлением Президента РФ и пред ставленного в Государственную Думу РФ предусматривалось ограничение на рабо ту с несовершеннолетними для лиц, име ющих (имевших) судимость или подвер гающихся (подвергавшихся уголовному преследованию) за:

  • преступления против половой непри косновенности и половой свободы личности;
  • убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, если они были совершены в отношении малолетних и несовершеннолетних;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
  • изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

В своем заключении на законопроект Комитет, ссылаясь на положения статьи 34 Конвенции о правах ребенка, Конвенции МОТ № 182 «О запрещении и немедлен ных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» и на статистику в сфере преступлений, объектом пося гательства которых являются дети, их нравственное и физическое здоровье, их основные гражданские права*, указал на целесообразность рассмотреть воп рос о расширении перечня оснований За совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, про тив жизни и здоровья, семьи и несовершенно летних, здоровья населения и общественной нравственности за период 1997—2009 гг. осужде но 1036,9 тыс. человек. При этом за совершение преступлений, предусмотренных статьями 131— 135 УК РФ (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личнос ти), за период 1998— 2008 гг. осуждено 104,3 тыс. человек. По состоянию на 01.01.2010 за пре ступления против половой неприкосновеннос ти несовершеннолетних отбывали наказание около 10,5 тыс. человек, из которых у 400 человек трудовая деятельность была связана с несовер шеннолетними. Согласно данным МВД России за последние 7 лет зарегистрированное количество преступлений на сексуальной почве против лиц в возрасте до 16 лет выросло в 30,8 раза. Так, только по статье 134 УК РФ «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» в 2008 году было зарегистрировано 4479 преступ лений (в 2006 году — 3320, в 2007 году — 4220). установления запрета на трудовую деятельность в сферах, перечисленных в законопроекте. Государственно-право вое управление Президента РФ поддер жало такую инициативу и согласилось на использование для ограничения доступа к детям лиц с криминальным прошлым «широкого невода», в резуль тате чего в сферу действия новых поло жений Федерального закона «О госу дарственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате лей» и Трудовой кодекс РФ попали и алиментщики, и главные инженеры гор ных производств, и нерадивые охотники и егеря, др. При этом «прорехи» избран ного способа защиты детей очевидны.

Самое существенное поражение в правах лиц с криминальным прошлым заключается в том, что в отличие от боль шинства федеральных законов, предус матривающих запрет на работу в связи с наличием реальной судимости, новые нормы рассматриваемого Федерального закона (впрочем, и Трудового кодекса РФ также) устанавливают запрет не только для тех, у кого на момент государствен ной регистрации в качестве индивидуаль ного предпринимателя имеется суди мость, но и для:

  1. имевших судимость;
  2. подвергающихся уголовному пресле дованию;
  3. подвергавшихся уголовному пресле дованию (за исключением тех, когда уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям).

Как представляется, для упрощения работы сотрудников регистрирующих органов и работников кадровых служб работодателей вся информация с харак теристикой реального состояния суди мости (имеется или имелась) или уго ловного преследования (осуществляется или осуществлялось) будет приводиться непосредственно в специальной справке, форму которой предстоит утвердить МВД России. Однако для понимания содержания нового регулирования пред ставляется необходимым дать ряд пояс нений.

Согласно части первой статьи 86 Уго ловного кодекса РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинитель ного приговора в законную силу до момента погашения или снятия суди мости. В соответствии с частью третьей той же статьи судимость погашается:

  1. в отношении лиц, условно осужден ных, # по истечении испытательного срока;
  2. в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, # по истечении 1 года после отбытия или исполнения наказания;
  3. в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, # по истечении 3 лет после отбытия наказания;
  4. в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступ ления, # по истечении 6 лет после отбытия наказания;
  5. в отношении лиц, осужденных за осо бо тяжкие преступления, # по исте чении 8 лет после отбытия наказания.

Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобож ден от отбывания наказания или неот бытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то, как следует из части четвертой статьи 86 Уголовного кодекса РФ, срок погашения судимости исчисляется исходя из фак тически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

На основании ходатайства осужден ного, который после отбытия наказания вел себя безупречно, суд, руководствуясь частью пятой статьи 86 УК РФ, может снять судимость до истечения срока погашения.

Наконец, в соответствии с частью шес той статьи 86 УК РФ погашение или сня тие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. На это положение особо указывал Комитет по труду и социальной полити ки Государственной Думы РФ в своем заключении на законопроект, отмечая, что в части шестой статьи 86 УК РФ говорится обо всех правовых (а не только уголовно-правовых) последствиях суди мости, которые аннулируются снятием или погашением судимости. К таковым последствиям может быть отнесен и запрет на занятие предпринимательской деятельностью в соответствующих сфе рах, педагогической деятельностью.

Предложенная субъектом законодатель ной инициативы формулировка «имею щие (имевшие) судимость» включает в число лиц, которым запрещается заня тие отдельными видами деятельности, всех, кто когда-либо имел судимость за перечисленные преступления, независи мо от того, снята она или погашена, и, следовательно, обусловливает создание противоречий между нормами Федераль ного закона (Трудового кодекса РФ) и частью шестой статьи 86 Уголовного кодекса РФ. Однако в ходе обсуждения данный аргумент был снят с контраргу ментацией, что часть шестая статьи 86 Уголовного кодекса РФ определяет исключительно уголовно-правовые пос ледствия судимости и при регулирова нии иных правоотношений судимость следует рассматривать исключительно как характеристику состояния лица, осуждения и назначения ему по пригово ру суда наказания за совершенное пре ступление, с наличием или отсутствием которой вне зависимости от времени, про шедшего с момента осуждения, законода тель вправе связать иные последствия, в частности, ограничение правоспособности в сфере трудовых или служебных право отношений. Такая практика уже сформи рована. Например, в соответствии с час тью 2 статьи 19 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-I «О милиции» (в первоначаль ной редакции) предусматривалось, что не могут быть приняты на службу в мили цию граждане, имеющие либо имевшие судимость (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 157-ФЗ норма дополнена новыми условиями, в числе которых # сам факт уголовного преследо вания). То же следует сказать и в отноше нии судей: в соответствии с пунктом 1 ста тьи 4 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федера ции» судьей не может быть гражданин, имеющий или имевший судимость либо в отношении которого имелось уголовное преследование и оно не прекращено по реабилитирующим основаниям. Согласно пункту 2 статьи 401 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, если оно име ло или имеет судимость.

Таким образом, фактически пожиз ненный запрет на занятие определенны ми видами деятельности, лицам, бывшим единожды осужденными к наказанию за совершенное преступление по пригово ру суда, вступившему в законную силу, не является новым в регулировании отдельных видов трудовой (служебной) деятельности.

Следующая категория лиц «с пре ступным прошлым» — лица, подвергаю щиеся уголовному преследованию, или подвергавшиеся уголовному преследо ванию (за исключением лиц, в отноше нии которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим осно ваниям).

Согласно пункту 55 статьи 5 Уголов но-процессуального кодекса РФ — уго ловное преследование — это процессу альная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличе ния подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Свидетель ством начала уголовного преследования в отношении определенного лица явля ется возбуждение уголовного дела и принятие в его отношении иных про цессуальных решений, в результате которых лицо становится подозревае мым или обвиняемым (задержание, применение меры пресечения, уведом ление о подозрении в совершении пре ступления (статья 46 УПК РФ), выне сение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, вынесение обви нительного акта (статья 47 УПК РФ). Уголовное преследование не тождес твенно разрешению уголовного дела и вынесению приговора. Это самостоя тельные функции, которые, как следует из части второй статьи 15 УПК РФ, отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.

Однако как при производстве по уго ловному делу, так и в результате разре шения уголовного дела, постановления приговора обстоятельствами, подлежа щими доказыванию, являются винов ность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы (статьи 73, 299 УПК РФ).

 

Продолжение статьи читайте в журнале Кадры предприятия №2' 2011

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».