Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N5 / 2011

Анализ проекта новых правил аттестации рабочих мест по условиям труда

О.П. Фролов,
к.э.н.,
засл. экон. РФ

 

 

В соответствии с Трудовым кодексом РФ прямой обязанностью работодателей является создание безопасных условий труда. Задача государства — устанавливать минимальные гарантии и контролировать их обеспечение, гарантии более высокого уровня — итог коллективных переговоров. Аттестация рабочих мест по условиям труда становится основой, краеугольным камнем проводимых в сфере охраны труда реформ и является первым шагом при проведении оценки рисков. По результатам аттестации назначаются либо отменяются компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда.

До настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007.

В госинспекции труда работодателями предоставляется информация по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях. Так, в Российской Федерации за 2009 год в 10 тыс. организаций с количеством работников свыше 1 тыс. человек была проведена аттестация 538 тыс. рабочих мест с количеством работников 768 тыс. человек, занятых на этих рабочих местах.

Уровень проведения аттестации рабочих мест самый высокий в Уральском федеральном округе — 98% от общего количества рабочих мест и самый низкий — Северо-Западный федеральный округ — 57%, причем в таких областях, как Калининградская, он составил 22%, в Новгородской — 27,8%. По данным Роструда около полумиллиона работников заняты на рабочих местах с вредными и (или) опасными классами условий труда и (или) не соответствующих по  обеспеченности средствами индивидуальной защиты.

Следует отметить, что как многие бизнесмены, так и эксперты по трудовым отношениям иначе как способом зарабатывания денег компаниями, предоставляющими услуги аттестации, не называют. Так, бизнес-ассоциации «Опора России» и «Деловая Россия» аттестацию рабочих мест ставят в список особо затратных статей для бизнеса.

Действующий порядок аттестации и аккредитации фирм, занимающихся аттестацией, исследуется экспертами в рамках института оценки регулирующего воздействия, и по ним проводятся публичные консультации с бизнесом. В ходе проведенных в феврале общественных слушаний в которых приняли участие представители Минздравсоцразвития России и организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, было отмечено, что государство должно отслеживать, как соблюдаются минимальные гарантии, в том числе по режиму работы, по характеру предоставления СИЗ, компенсациям за работу во вредных условиях труда. Появилась необходимость в актуализированной системе аттестации рабочих мест.

Требования к аттестующим организациям должны возрастать, что необходимо для формирования сообщества независимых профессионалов в области аттестации рабочих мест. Необходимо осуществлять проверки компаний, вошедших в реестр, на предмет качества оказываемых услуг, а недобросовестные организации будут удаляться с рынка. Кроме того, к ответственности будут привлечены и те организации, которые не имеют аккредитации, но продолжают оказывать услуги по аттестации, делая вид, что они только замеряют, а результаты оформляет сам работодатель.

Сама по себе аттестация рабочих мест, то есть подтверждение соответствия рабочих мест санитарным, профессиональным и прочим нормам, малопопулярна. По данным Координационного совета по охране труда и проблемам управления профессиональными рисками, только 10% предприятий, в основном с иностранными инвестициями, проводят аттестацию рабочих мест в полном объеме и на достаточном техническом и организационном уровне, половина же предприятий подходит к аттестации формально и под давлением трудинспекций. За непрохождение аттестации, которая по закону является обязательной, работодатели несут административную ответственность, но размеры штрафов невелики. Должностное лицо может быть оштрафовано на 1—5 тыс. руб., юридическое лицо — на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., при повторном нарушении специалистам компании грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

Переаттестация из-за проблем в порядке аккредитации соответствующих структур крайне затратная процедура, по сути это неофициальный налог на рабочие места: в среднем стоимость аттестации рабочего места в компании оценивается в сумму около 2—2,5 тыс. руб. Специалисты натаивают на уточнении порядка аттестации, включая вопросы методики оценки травмоопасности, процесс обоснования установления скидок и надбавок, права и возможности аттестующей организации, трактовки определений и терминов и др.

На начало 2011 года число рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, по предварительным данным превысило 30%. Минздравсоцразвития Рссии уже несколько лет предлагает внедрить систему управления профессиональными рисками, суть которой в том, что работодатель платит меньший тариф в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если у него много «хороших» рабочих мест, и, наоборот, платит больше, если условия труда не соответствуют нормам.

Результаты аттестации должны быть использованы и для оценки профессионального риска, и поэтому очень важно до конца 2011 года внести поправки к Трудовому кодексу, которые введут в сферу охраны труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах.

В феврале Минздравсоцразвития России на своем сайте обнародовал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и предполагает уже с июля 2011 года ввести новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако эти сроки, на наш взгляд, являются условными, так как принятие приказа требует углубленной проработки и дополнительного согласования в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Проект новых правил аттестации Минздравсоцразвития России предполагает более четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест, а также устанавливает более жесткие условия для аттестующих. Одно из главных новшеств порядка проведения аттестации — ввод в аттестационную комиссию дополнительного независимого эксперта: документ определяет, что в комиссию входит представитель профсоюза, а не только  представители работодателя и аттестующей организации, как в действующем порядке. Так, по данным опроса в целом бизнес вряд ли будет удовлетворен изменениями порядка аттестации: ее может проводить только организация, аккредитованная при Минздравсоцразвития России, в документе прямо указано, что она должна быть «неаффилированным лицом по отношению к работодателю.

Предлагаемый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению, оформлению и использованию результатов аттестации. Его требования распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей–физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), (далее — работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Результаты аттестации используются в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, о компенсациях;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • оценки профессионального риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным  нормативным требованиям охраны труда;
  • подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
  • установления скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
  • санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснования принятия решения о приведении в соответствие наименований должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации на основании договора гражданско-правового характера.

При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

  • документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • проведения измерений и оценки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • оценку травмоопасности рабочих мест;
  • оценку обеспеченности работников СИЗ;
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:

  • класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • класса условий труда по травмоопасности;
  • обеспеченности работников СИЗ.

При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует  государственным нормативным требованиям охраны труда».

При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда».

При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

 

Продолжение статьи читайте в журнале
"Кадры предприятия" №5/2011

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».