Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N10 / 2012

Развитие эмоционального интеллекта: способность к анализу и пониманию эмоций

Т.С. Киселева,
интегральный
психолог

Еще одной важной составляющей (или «ветвью») эмоционального интеллекта (ЭИ) является анализ и понимание эмоций, как своих, так и эмоций других людей.


Эмоциональный интеллект включает четыре компонента, которые впоследствии были названы «ветвями».

Данная концепция является наиболее разработанной и признанной наукой и практикой. Все программы развития ЭИ, упражнения и методики из которых даны в данном цикле статей, Международный центр «КТК» базирует на данной концепции.

Итак, к «ветвям» эмоционального интеллекта относят способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь» эмоционального интеллекта) и способность использования эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь» ЭИ) – они являются основой для способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Это третья «ветвь» ЭИ.

Понимание и анализ эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.


(1) Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000.


Понимание эмоций – это способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем, и оценить влияние эмоций на результат (а также способность описать словами чувства и переживания).

Чтобы разобраться с этой «полезностью», стоит найти ответы на такие вопросы:
Правильно ли вы анализируете людей?
Используете ли ваши знания об эмоциях для понимания людей?
А насколько красочно описываете эмоции?

Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно, а так же правильно, безошибочно соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположные, эмоции.

Это понимание крайне важно для эмоционального интеллекта. Например, раздражение может привести к ярости, если причина раздражения продолжается и усиливается. И если вы знаете это, если понимаете, как эмоции сочетаются и изменяются с течением времени, – вы на полпути в построении эффективных отношений с другими людьми и в укреплении самопонимания.

Волшебной мантрой современного управленца должна стать фраза «Эмоции содержат информацию». И вслед за этой главной мантрой правильного настроя на современный мир приходит понимание себя и окружающих. Но также еще потребуются специальные эмоциональные знания...

Часто встречаются ситуации, когда мы просто не понимаем, какую эмоцию испытывает человек, да и что подразумевается под той или иной эмоцией, например:
1. Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
2. Радость – удовлетворение, возникающее вследствие обладания реальным или воображаемым благом.
3. Доверие – состояние принятия, защищенности, вера в искренность.
4. Страх – отражает защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия.
5. Удивление – эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью.
6. Печаль – состояние душевной горечи, вызванное утратой.
7. Отвращение – резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.
8. Злость – сильное недовольство, которое возникает, когда потребности или ожидания не были удовлетворены.

Это только восемь базовых эмоций, а ведь есть еще производные базовых эмоций, сложные чувства и т.п.

На программе Развития эмоционального интеллекта мы предлагаем участникам следующие упражнения.

Упражнение «Восприятие». Дети воспринимают мир всеми пятью органами чувств. Для развития своего эмоционально-чувственного ощущения мира нам, взрослым, необходимо следующее: в течение 21 дня каждые полчаса спрашивайте себя:
- ЧТО ЧУВСТВУЕТ СЕЙЧАС
- МОЕ ТЕЛО?
- ЧТО Я ВИЖУ?
- ЧТО Я СЛЫШУ?
- КАКОЙ ЗАПАХ Я ЧУВСТВУЮ?
- КАКОЙ ВКУС У МЕНЯ ВО РТУ?

Уже через несколько дней восприятие мира расширится настолько, что вы увидите новые пути и важные моменты там, где, казалось бы, все уже знаете. Кто-то обнаружит новый, более короткий путь до работы, а кто-то увидит еще один способ решения какой-либо проблемы. Теперь мы начинаем видеть мир и чувствовать его более полно, мы замечаем то, что раньше ускользало из виду: как меняется картинка за окном каждые 30 минут, как по-разному чувствует себя тело, как много разных звуков вокруг, причем одновременно.

Ученые подсчитали, что ребенок до 6 лет живет осознанно 30 минут в день, а взрослые – всего 15. Наши мысли находятся либо в прошлом, где мы что-то недосказали, недоделали или хотели бы изменить, либо в будущем, где мы окажемся уже вот-вот или совсем не скоро. Но жизнь идет именно здесь и сейчас. И часто мы делаем годами то, что надо, не думая о том, что хочется, потому что мы не привыкли слушать свои чувства.

21 день каждые полчаса спрашивайте себя: «Что я чувствую?»

Это упражнение делает жизнь наполненной осознанными чувствами, а не только действиями.

Понимание своих эмоций открывает мир заново. Почти никого из нас не учили обращать на это внимание. С каким интересом вы теперь будете смотреть на других людей, пытаясь прочитать и понять их эмоции!

Упражнение «Алгоритм осознания эмоций». Опишите возникающие эмоции по данному алгоритму, пользуйтесь таблицей, приведенной далее. Сам факт осознания и фиксации того, что происходит внутри нас, вырабатывает навык понимания и анализа эмоций.

1. Назвать эмоцию.
2. Отследить свои действия.
3. Отследить ощущения в теле.
4. Отследить возникающие при этом мысли (что крутится в голове, когда испытываете данную эмоцию).
5. Обратить внимание на реакцию окружающих.

Важно понять, как эмоция проявляется в выражении лица, позе, движениях.

Зафиксировали злость? Опишите в таблице, какими были руки, ноги, где ощущалась тяжесть, напряжение, взгляните при возможности в зеркало. Хотя каждый день нашей жизни наполнен чувствами, большинство из нас не понимают, что значит испытывать их – ни в физиологическом, ни в духовном смысле. Какое сообщение вы получаете от своего организма, когда сердитесь? Что вам говорит ваше тело? Как вы понимаете, что вы разозлились? Может быть, вам хочется лезть в драку? Ваши дыхание и сердцебиение учащаются, мышцы начинают сокращаться, все ваше тело напрягается и вам по-настоящему становится жарко? У большинства людей, когда они разгневаны, кровь приливает к лицу и заставляет их краснеть. Не имеет значения, словесная это стычка или физическая, либо даже какой-то небольшой эпизод агрессивного поведения – тело должным образом реагирует.

Страх – возможно, в таблице рядом с этой эмоцией появится такая запись: «пересыхает во рту, чувствуете озноб, ладони увлажняются».

Доверие – чаще всего мы ощущаем это как открытость, легкость в теле, движениях, отсутствие какой-либо стесненности.

Можно привлечь на помощь достижение современной науки, если позволяет ситуация. В мире уже созданы некоторые программы для определения эмоций по выражению лица. Так, ученые из Университета короля Хуана Карлоса (Испания) разработали систему, способную различать выражения лиц в режиме реального времени. Программа анализирует выражение лица человека и классифицирует его в соответствии с шестью заложенными в нее шаблонами: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Анализу может подвергаться как лицо целиком, так и его часть. Для идентификации выражения лица система использует базу данных, содержащую 333 варианта выражения лиц различных людей. Вероятность совпадения с базой – 89%. Система может работать даже в неблагоприятных условиях, на нее не влияет ни изменение освещенности, ни движение пользователя.

Жить вне эмоций мы не можем, но бывает так, что полноценному пониманию эмоций, как своих, так и других людей, нам мешают наши установки.

Ведь чаще всего мы не пытаемся понять, что испытывает человек в данный момент, а просто по первым проявлениям вешаем ему «ярлык». Карта мира у каждого своя, и мы как бы «накладываем» свою карту на другого человека, а не пытаемся действительно понять, «услышать» его. Ведь это удобнее, а главное – быстрее!

Как мы формируем свою «карту»? Мы обобщаем, упускаем, искажаем реальную ситуацию.

Без обобщения мы не могли бы так хорошо ориентироваться в этом мире.

Нам каждый раз необходимо было бы открывать мир заново и каждый день искать ответ, например, на вопрос: «Кто такой ходит по улице на четырех лапах, с хвостом и «говорит» гавгав?» Без процесса обобщения мы не могли бы ничего запоминать и понимать. Правда, здесь есть и вторая сторона медали. Если что-то происходит два-три раза подряд, то люди склонны считать происходящее закономерностью и начинают распространять свой опыт на все другие случаи жизни, часто не имея для этого никаких оснований. И это тоже обобщение.

Два-три клиента сказали «нет», и тут же идет обобщение: «Я не умею продавать. У меня ничего не получится». Созданное убеждение становится неосознаваемым фильтром, через который мы начинаем смотреть на мир и людей.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 10/2012»

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».