Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N12 / 2012

Нестандартные трудности работодателя в отношениях с работниками

Н.В. Пластинина,
специалист
по трудовым спорам

Каждый человек индивидуален. Однако большинство имеют стандартные взгляды, стиль  одежды и поведения. Такое большинство составляет даже более 90% работников на предприятиях. Но никто не застрахован от прихода в коллектив работника с «особенностями». Речь идет об особенностях в политической и религиозной активности, нетрадиционности взглядов, принадлежности к неформальным течениям.

С какими трудностями может столкнуться работодатель, приняв на работу панка или мусульманина, или сделав своим представителем набожную работницу? Рассмотрим, как можно эти трудности преодолеть, и существуют ли риски при предложенных решениях проблем?

Религиозные особенности работников
Поскольку СССР, а затем и Россия известны своей многонациональностью, в стране нет единой религии. По данным официальной статистики, большинство  верующих россиян исповедуют христианство. Однако много людей исповедуют и мусульманство, и буддизм.

Каждая религия имеет свои особенности, в том числе в части регулярности совершения обрядов. Поэтому самой главной трудностью для светского работодателя и верующего работника являются трудности в соотношении рабочего распорядка и обычаев делового оборота и религиозных требований.

Трудности с совершением обрядов
Например, для мусульман очень важное значение имеет совершение намаза(1).

Поскольку мусульманину требуется совершать молитву пять раз в день, три из них однозначно придутся на рабочее время.


(1) Обязательная ежедневная пятикратная молитва.


Основная проблема: может ли позволить себе работодатель разрешить работнику делать трехкратные перерывы в течение рабочего дня?

Возможный вариант решения: предоставить работникам, исполняющим религиозные обряды, такие перерывы, основываясь на положениях:
- статьи 108 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Работодатель может предусмотреть в «Правилах трудового распорядка» «плавающее обеденное время». Например, обеденный перерыв составляет 1 час и используется работниками в период с 12 ч 00 мин. по 15 ч 00 мин. Таким образом, работник сможет разделить обеденный перерыв на несколько частей, в которые сможет и пообедать, и помолиться;

- статьи 109 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с данной нормой на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Например, для офисных работников, постоянно или преимущественно занятых на работе с компьютером, в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (приложение № 7), гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы требуют установления дополнительных перерывов в работе. Данные перерывы устанавливаются в зависимости от уровня нагрузки при видах работ на компьютере и составляют от 50 минут за 8 часов работы до 140 минут при 12-часовой смене. В тех случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с компьютером (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, рекомендованы перерывы на 10–15 мин. через каждые 45–60 мин. работы.

А вообще продолжительность непрерывной работы с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 1 ч;
- статьи 109 Трудового кодекса РФ о специальном перерыве для обогрева. Такой перерыв предусматривается для работников, работающих в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также для грузчиков, занятых на погрузочно-разгрузочных работах.

Указанные перерывы не увеличивают рабочее время, а включаются в него. Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников (часть вторая статьи 109 Трудового кодекса РФ).

Указанные перерывы являются временем отдыха работника. Он вправе в соответствии со статьей 106 Трудового кодекса РФ их использовать по своему усмотрению, в том числе для чтения намаза.

Следует отметить, что ислам позволяет непрочитанные вовремя молитвы намаза «восполнять» впоследствии, однако это не приветствуется религией и предусмотрено только для крайних случаев невозможности регулярного чтения намаза. Работа сопровождает человека не менее половины жизни и не может считаться крайним случаем. Поэтому восполнение намазов не должно быть связано с работой.

Второстепенная проблема: где совершать намаз
К совершению намаза также предъявляются отдельные требования: намаз должен быть совершен в отдельном помещении, где нет посторонних (немолящихся), верующий преклоняется на колени, становясь на коврик. Мечеть, где можно совершить данный обряд, не всегда находится в шаговой доступности. Все помещения предприятия уже приспособлены под работу и отдых, иных свободных помещений нет. Где мусульманину совершать молитву?

Возможный вариант решения проблемы: предоставить (неофициально) верующим сотрудникам возможность использовать помещения, не занятые для работы сотрудниками: серверная, склад канцтоваров и т.д. Указанные помещения могут быть использованы, естественно, только при обеспечении неприкосновенности находящегося внутри помещения оборудования и материалов. Если положения локального акта об обеспечении внутриобъектового режима этого делать не позволяют – такое решение не может быть принято.

Очень сложная проблема: пятничный намаз, совершаемый в мечети, занимает по времени почти половину рабочего дня. За счет каких перерывов еженедельно может предоставляться такое время отдыха?

Возможный вариант решения проблемы: если для верующего мусульманина своевременность пятничного намаза имеет принципиальное значение, стороны трудовых отношений могут применить статью 93 Трудового кодекса РФ и установить работнику неполное рабочее время, сократив его ровно на время, требующееся для пятничного намаза. Однако в этом случае работник будет и получать заработную плату в уменьшенном размере. Ведь при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая статьи 93 Трудового кодекса РФ).

Продолжение статьи читайте в №12/2012

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».