Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N3 / 2012

Унифицированные «тэшки» – последний год применения?

Л.В. Щур-Труханович,
директор Центра исследований
в сфере экономики и права,
к.э.н.

 

В декабре 2011 года завершилась полуторалетняя работа над проектом федерального закона, устанавливающего единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, – 06.12.2011 Президент РФ подписал Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Субъектом законодательной инициативы его принятия выступило Правительство РФ, обосновав необходимостью устранения устаревших норм, положений и пробелов Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики.

Главной задачей нового законопроекта в пояснительной записке определялось приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие изменившимся экономическим условиям деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

В ходе законотворческого процесса первая редакция законопроекта, внесенная Правительством РФ в Государственную Думу РФ, особых трансформаций не претерпела, во всяком случае в той его части, которая имеет существенное значение для сотрудников кадровых служб, – о первичных учетных документах.

Несмотря на то, что преамбулой постановления Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» утверждение унифицированных форм № Т обосновывалось целями реализации требований Трудового кодекса РФ, унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты были введены задолго до принятия Трудового кодекса РФ.

Что касается связи Трудового кодекса РФ с утвержденными постановлением Госкомстата России унифицированными формами, то таковая отсутствует – Трудовой кодекс РФ не содержит требований об издании работодателем приказов (распоряжений) и иных документов, оформляющих трудовые отношения строго по унифицированным формам. Несоблюдение указанных форм работодателями и издание приказов (распоряжений), графика отпусков или штатного расписания по своим формам не может быть квалифицировано как нарушение законодательства о труде, поскольку постановление Госкомстата России не является актом, содержащим нормы трудового права.

Исключение составляет несоблюдение унифицированной формы личной карточки работника, утвержденной Госкомстатом России, обязательность применения которой возникла в результате утверждения постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (с изм. от 19.05.2008) Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей. Согласно пункту 12 Правил с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке; форма личной карточки утверждается Федеральной службой государственной статистики. Поскольку  утверждающее Правила постановление Правительства РФ является актом, содержащим нормы трудового права, то его несоблюдение обладает всеми признаками административного нарушения, предусмотренного статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Несмотря на ссылке преамбуле га Трудовой кодекс РФ, вышеназванное постановление Госкомстата России было принято для реализации принятого в 1996 году Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, действующего до 01.01.2013, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами; эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет; первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать определенный набор обязательных реквизитов.

В целях реализации указанных норм Федерального закона Правительство РФ своим постановлением от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» возложило на Государственный комитет Российской Федерации по статистике (в настоящее время – Росстат) функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий, предусмотрев при этом, что содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Минфином России и Минэкономики России.

Этим же постановлением были установлены сроки введения унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты – до 01.11.1997.

В развитие этих положений совместным постановлением Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а и Минфина России от 18.06.1998 № 27н был утвержден Порядок поэтапного введения в организациях – независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации.

Из него следовало, что внедрение в организациях на территории Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации, как элемента учетной политики, производится с начала финансового года; с 01.01.1999 первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997–1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе по такому разделу учета, как учет труда и его оплаты.

На тот момент Госкомстат России своим постановлением от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» утверждает альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты – формы №№ Т-1–Т-6, Т-8, Т-12–Т-13, Т-49, Т-51, Т-53–Т-54а.

Поскольку ответственными за соблюдение Федерального закона «О бухгалтерском учете» и принятых в его исполнение перечисленных правовых актов были определены бухгалтерии, они и обеспечивали внедрение унифицированных форм в работу кадровых служб, заставляя последние применять указанные формы под угрозой непринятия их к учету и, соответственно, к оплате.

Несоблюдение унифицированных форм нередко становилось формальным поводом для привлечения организаций к ответственности, причем не только бухгалтерского и налогового законодательства, но и законодательства о труде.

Более чем десятилетняя практика третирования организаций за несоблюдение унифицированных форм при наличии в основных организационно-распорядительных документах и учетных документах необходимых реквизитов наконец-то была замечена Минфином России и протранслирована Правительству РФ. В пояснительной записке к проекту федерального закона 2010 года «О бухгалтерском учете» отмечалось, что в законопроекте переработаны и уточнены такие нормы, как порядок изменения учетной политики экономического субъекта; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета; состав первичной учетной документации; состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие.

В законопроект не включены нормы Федерального закона № 129-ФЗ, которые относятся к исключительной компетенции экономических субъектов и не подлежат законодательному регулированию (формы первичной учетной документации). Таким образом, Правительство РФ фактически признало, что более 10 лет вмешивалось в исключительную компетенцию экономических субъектов, ограничивая их в праве самостоятельно определять форму, содержание и структуру первичных учетных документов, в том числе по учету труда.

Продолжение статьи в журнале: "Кадры предприятия" №3/2012

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».