Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N9 / 2012

Особенности национальной системы квотирования рабочих мест

Д.Л. Щур,
Главный редактор журнала
«Кадры предприятия»,
к.э.н.

Одним из оснований возникновения трудовых отношений статья 16 Трудового кодекса РФ называет направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты.

Надо сказать, что указанная норма описывает довольно узкую сферу применения квотирования в виде директивного обязывания работодателя принять на работу конкретных лиц, выбранных и направленных уполномоченным на то органом. Вместе с тем, квотирование представляет собой один из способов реализации социальной заботы государства о части своих граждан – своего рода патернализм в трудовой сфере.

Настоящая статья посвящена изучению проблемы квотирования рабочих мест именно в вышеназванном, широком смысле, а также его законодательных и этических аспектов.

Понятие и правовая природа квотирования рабочих мест
Прежде чем определиться с понятием квотирования, необходимо выяснить его правовую природу.

Статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).

В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции РФ).

В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Федеральным законом от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами,  регулирующими отношения в сфере занятости населения, и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру квотирования на федеральном уровне, являются:
1) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3) Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
4) постановление Правительства РФ от 22.06.1999 № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения».

Анализ приведенных актов дает возможность понять сущность квотирования – это  дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Под квотированием рабочих мест понимается определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на конкретном предприятии (учреждении, организации).

Квотирование – это реакция государства на негативные социальные явления в сфере трудовых отношений.

Насколько она обоснована и обеспечена реальными механизмами по корректировке этих явлений, мы постараемся разобраться далее.

Категории граждан для которых осуществляется квотирование рабочих мест в Российской Федерации
Ответ на вопрос, какие социальные группы окружены заботой государства в форме квотирования, содержится в разобщенных нормативных правовых актах. Сведя их в одну таблицу, попробуем структурировать представление о категориях граждан, для которых государственная политика предусматривает квотирование рабочих мест (табл. 1).


(1) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Наконец, о необходимости квотирования рабочих мест для обеспечения равенства возможностей мужчин и женщин в сфере занятости не раз говорилось в постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания России.

Перечень категорий граждан, нуждающихся, по мнению государства, в дополнительной защите, менялся и продолжает меняться по мере развития экономической и политической ситуации в стране.

Пожалуй, неизменным в этой части остается отношение государства к инвалидам (что, впрочем, свидетельствует и о насущности данной проблемы по сей день, и о неспособности государства к ее окончательному разрешению).

Начиная с первых декретов советской Власти(1) и до настоящего времени(2) забота об инвалидах всегда декларировалась в качестве приоритетной задачи государства, однако данная категория граждан по различным причинам так и не смогла интегрироваться в систему общественной жизни. Вот почему в настоящее время квотирование рабочих мест производится в основном для приема на работу лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов) – об этом свидетельствует упоминание только данной категории лиц в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»: государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем установления квоты для приема на работу инвалидов (статья 13). В соответствии со статьей 25 этого же Закона РФ работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.


(1) Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 08.12.1921 «О социальном обеспечении инвалидов».
(2) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».


Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 9/2012»

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».