Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N6 / 2005

Рассчитываем численность персонала службы охраны труда

О.П. Фролов,


 
зам. декана факультета
охраны труда и занятости РГСУ,
доцент, засл. экономист РФ

В начале 90-х годов прошлого века предприятия пережили резкое сокращение численности и даже полную ликвидацию многих структурных подразделений.
В настоящее время хорошо просматривается общая тенденция изменений по отношению руководства предприятий к службе охраны труда, создание и деятельность которой регламентируются статьей 217 Трудового кодекса РФ. Крупные и средние предприятия, имевшие такую службу ранее, сейчас ее восстановили. Но пока не везде она работает с должной эффективностью, и было бы большим преувеличением сказать, что размер производства и численность специалистов по охране труда автоматически гарантируют безопасные и здоровые условия труда.
Ежегодные страховые выплаты в связи с несчастными случаями на производстве превышают 30 млрд рублей, затраты по оплате временной нетрудоспособности работающих составляют около 50 млрд рублей. При этом от 20 до 40 % трудопотерь по болезням связаны с неудовлетворительными условиями труда.
Количество травм и аварий уменьшается очень медленно. По оценке Международной организации труда, прямые убытки от неудовлетворительных условий труда в целом оцениваются в размере до 4 % ВВП.
На сегодняшний день имеется широчайший спектр отношений к проблеме: от полного пренебрежения до идеального выполнения всех требований законодательства. Любой руководитель всегда аргументированно обоснует, почему в его штатном расписании нет места для многих важных и очень нужных должностей.
Каждому ясно, что даже небольшое производство, с одной стороны, остро нуждается в услугах специалистов, а с другой — не всегда в состоянии платить достойную зарплату. Некоторые предпочитают работать «в тени» — до той поры, пока не нагрянет проверка территориального управления Роструда или не случится беда.
В ряде случаев, особенно на малых предприятиях, инженером по охране труда назначают юриста или бухгалтера, которые заводят необходимые журналы, составляют протоколы и перечни, при этом совершенно не обращают внимание на производство как таковое.
В последнее время сформировалась практика заключения договоров с квалифицированными специалистами, работающими одновременно на нескольких малых предприятиях. Как правило, такой работой в сфере охраны труда занимаются люди, обладающие большим опытом и глубокими знаниями. Потому что реальная ситуация, с которой приходится иметь дело в малом бизнесе, «необстрелянным» явно не по силам. Из числа опытных специалистов успешнее всего продвигается дело у бывших инспекторов Госгортехнадзора, технической инспекции профсоюзов или федеральной инспекции труда.
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашением по охране труда, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями, а также совместно с комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Для определения и обоснования необходимой численности, детализации должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями Минтруд России разработал и утвердил Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (постановление от 22.01.2001 № 10).
Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда:

1)

управление охраной труда;

2)

организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в организации;

3)

проведение аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации;

4)

организация пропаганды по охране труда;

5)

проведение вводного инструктажа;

6)

организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

7)

планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации;

8)

оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях;

9)

контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

10)

участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации;

11)

расследование и учет несчастных случаев в организации.

 

(Порядок организации деятельности службы по охране труда и определения должностных обязанностей ее специалистов подробно рассматривался в «Кадры предприятия» № 3/2005 в статье О.П. Фролова «Создание службы охраны труда и организация ее деятельности» (стр. 53).)

Нормативами охвачены такие должности, как начальник отдела (бюро), специалисты всех категорий. Штатная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей в указанные нормативы не включена.
В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы. Обособленной производственной структурой считаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от 6 единиц.
Руководитель службы охраны труда:

1)

осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности;

2)

координирует работу уполномоченных по охране труда;

3)

обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы;

4)

представляет работодателю предложения по подбору и расстановке кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

5)

обеспечивает систематическое повышение квалификации работников службы охраны труда.

Рассмотрим составы работ и предлагаемый Межотраслевыми нормативами порядок расчета численности работников службы охраны труда по конкретным направлениям ее деятельности.

Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в организации

Состав работ:

1.

Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

2.

Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.

3.

Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.

4.

Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда.

Таблица 1

№ п/п

Среднесписочная численность работников в организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вред-ными условиями труда работах

 

 

до 100

101-350

351-500

501-1000

1001-3500

5000 и свыше

 

 

Нормативная численность, человек

1

до 500

0,13

0,14

0,16

-

-

-

2

501-750

0,14

0,16

0,17

-

-

-

3

751-1000

0,16

0,17

0,19

-

-

-

4

1001-1500

0,19

0,21

0,24

0,27

-

-

5

1501-3000

0,28

0,31

0,34

0,37

-

-

6

3001-5000

0,40

0,43

0,46

0,51

0,56

-

7

5001-7500

0,55

0,58

0,63

0,68

0,74

0,81

8

7501-10000

0,70

0,75

0,80

0,86

0,93

1,02

9

10001-20000

1,30

1,35

1,41

1,48

1,57

1,68

10

20001 и свыше

1,60

1,65

1,71

1,79

1,88

1,99

 

Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации

Состав работ:
1. Организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда.
2. Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения.
3. Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), по количеству профессий (должностей) и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
4. Оценка рабочих мест по условиям труда:


-

соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда;

-

составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса;

-

кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов;

-

обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам;

-

проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.

5. Организация оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки).
6. Доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя.
7. Разработка предложений, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.

Таблица 2

№ п/п

Среднесписочная численность работников в организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

 

 

до 100

101-350

351- 500

501-1000

1001-3500

3501 и свыше

 

 

Нормативная численность, человек

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5

1

до 500

0,13

0,15

0,17

-

-

-

2

501-750

0,15

0,17

0,19

-

-

-

3

751-1000

0,16

0,18

0,20

-

-

-

4

1001-1500

0,19

0,22

0,25

0,29

-

-

5

1501-3000

0,28

0,32

0,35

0,38

0,40

-

6

3001-5000

0,40

0,44

0,48

0,50

0,53

-

7

5001 и свыше

0,57

0,61

0,64

0,67

0,71

0,77

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10

8

до 500

0,15

0,16

-

-

-

-

9

501-750

0,16

0,18

-

-

-

-

10

751-1000

0,18

0,21

-

-

-

-

11

1001-1500

0,21

0,23

0,26

0,29

-

-

12

1501-3000

0,29

0,33

0,36

0,39

-

-

13

3001-5000

0,42

0,45

0,49

0,53

-

-

14

5001-7500

0,57

0,61

0,64

0,67

0,71

0,77

15

7501-10000

0,72

0,76

0,81

0,84

0,87

0,92

16

10001 и свыше

0,73

0,81

0,89

0,95

1,07

1,27

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20

17

от 500

0,20

0,22

-

-

-

-

18

501-750

0,23

0,27

0,31

-

-

-

19

751-1000

0,27

0,31

0,37

0,43

-

-

20

1001-1500

0,31

0,37

0,43

0,47

0,51

-

21

1501-3000

0,37

0,43

0,47

0,52

0,62

-

22

3001-5000

0,43

0,46

0,51

0,66

0,77

0,93

23

5001-7500

0,51

0,60

0,71

0,79

0,92

1,02

24

7501-10000

0,60

0,69

0,79

0,88

0,94

1,10

25

10001-20000

0,75

0,83

0,90

0,96

1,08

1,29

26

20001 и свыше

0,90

0,95

1,03

1,10

1,25

1,50

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50

27

до 750

0,20

0,22

-

-

-

-

28

751-1000

0,27

0,33

0,39

-

-

-

29

1001-1500

0,33

0,39

0,49

0,58

-

-

30

1501-3000

0,39

0,49

0,69

0,73

0,26

-

31

3001-5000

0,49

0,69

0,74

0,86

0,95

-

32

5001-7500

0,60

0,74

0,86

0,94

1,01

1,08

33

7501-10000

0,73

0,85

0,95

1,01

1,08

1,2

34

10001-20000

0,91

1,01

1,01

1,20

1,36

1,56

35

20001 и свыше

0,95

1,03

1,10

1,25

1,38

1,58

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125

36

до 1000

0,31

0,36

0,45

0,55

0,67

-

37

1001-1500

0,37

0,45

0,56

0,69

0,78

-

38

1501-3000

0,46

0,55

0,67

0,78

0,86

-

39

3001-5000

0,56

0,67

0,78

0,85

1,04

1,21

40

5001-7500

0,69

0,77

0,86

1,01

1,19

1,29

41

7501-10000

0,85

1,01

1,19

1,28

1,47

1,57

42

10001-20000

1,04

1,05

1,28

1,47

1,57

1,84

43

20001 и свыше

1,05

1,08

1,30

1,53

1,60

1,90

Организация пропаганды по охране труда

Состав работ:

1.

Руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати организации, стенных газет, витрин и т.д.

2.

Организация и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организация выставок, уголков, витрин, стендов, проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда.

3.

Организация и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда.

4.

Организация обмена передовым опытом по охране труда.

5.

Выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.

 

Таблица 3

№ п/п

Среднесписочная численность работников в организации

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации

 

 

Нормативная численность, человек

 

 

до 5

6-10

11-20

21-50

51-125

1

до 500

0,16

0,18

0,21

0,24

-

2

501-750

0,18

0,21

0,24

0,30

-

3

751-1000

0,19

0,22

0,27

0,33

-

4

1001-1500

0,23

0,26

0,32

0,40

0,51

5

1501-3000

0,34

0,40

0,44

0,59

0,75

6

3001-5000

-

0,56

0,67

0,83

1,07

7

5001-7500

-

-

0,84

1,08

1,37

8

7501-10000

-

-

0,98

1,38

1,79

9

10001-20000

-

-

1,08

1,63

2,28

10

20001 и свыше

-

-

1,35

1,89

2,40

 

Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации

Состав работ:
1. Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда.
2. Проведение вводного инструктажа по охране труда.
3. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда.
4. Организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, по оказанию первой помощи пострадавшим; проведение консультаций.
5. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников.
6. Оказание методической помощи руководителям подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.

Таблица 4

№ п/п

Среднесписочная численность работников в организации

Среднемесячная численность работников в организации

 

 

Нормативная численность, человек

 

 

до 21

21-30

31-40

41-50

51-70

71-100

1

до 500

0,38

0,40

0,43

0,46

-

-

2

501-750

0,42

0,45

0,48

0,52

0,57

-

3

751-1000

0,47

0,50

0,54

0,59

0,64

0,70

4

1001-1500

0,55

0,59

0,65

0,75

0,83

0,91

5

1501-3000

0,81

0,86

0,92

1,00

1,08

1,17

6

3001-5000

1,16

1,24

1,32

1,41

1,54

1,72

7

5001-7500

1,60

1,68

1,77

1,90

2,08

2,21

8

7501-10000

-

2,12

2,24

2,43

2,56

2,76

9

10001-20000

-

-

3,98

4,24

4,43

4,78

10

20001 и свыше

-

-

4,64

4,80

5,00

5,30

 

Проанализируем оставшиеся направления деятельности службы охраны труда, с учетом которых были разработаны Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10).

Планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации

Состав работ:
1. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты.
2. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения.
3. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
4. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
5. Согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
6. Составление совместно с руководителями структурных подразделений организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, на основании действующего законодательства, работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
7. Организация хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
8. Участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников.
9. Определение основных направлений совершенствования условий труда.

Таблица 5

№ п/п

Среднесписочная численность работников в организации

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации

 

 

Нормативная численность, человек

 

 

до 5

6-10

11-20

21-50

51-125

1

до 500

0,13

0,15

0,19

0,21

-

2

501-750

0,15

0,17

0,20

0,24

-

3

751-1000

0,16

0,18

0,25

0,28

-

4

1001-1500

0,19

0,22

0,26

0,33

0,43

5

1501-3000

0,28

0,32

0,39

0,48

0,61

6

3001-5000

-

0,47

0,56

0,69

0,88

7

5001-7500

-

-

0,68

0,88

1,12

8

7501-10000

-

-

0,82

0,89

1,38

9

10001-20000

-

-

0,91

1,53

2,11

10

20001 и свыше

-

-

1,23

1,60

2,20

 

Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях

Состав работ:
1. Обеспечение соблюдения межотраслевых рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации.
2. Контроль за:


-

выполнением работниками в подразделениях организации требований инструкций по охране труда;

-

содержанием производственных и вспомогательных помещений;

-

безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств;

-

правильной организацией рабочих мест, технологических процессов;

-

эксплуатацией и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты;

-

техническим состоянием машин и оборудования;

-

эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.

Таблица 6

№ п/п

Среднесписочная численность работников в организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

 

 

до 100

101-350

351-500

501-1000

1001-3500

3501 и свыше

 

 

Нормативная численность, человек

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5

1

до 500

0,26

0,29

0,33

-

-

-

2

501-750

0,29

0,33

0,37

-

-

-

3

751-1000

0,32

0,36

0,40

-

-

-

4

1001-1500

0,38

0,43

0,50

0,57

-

-

5

1501-3000

0,56

0,63

0,70

0,75

0,79

-

6

3001-5000

0,80

0,87

0,96

0,99

1,05

-

7

5001 и свыше

1,13

1,21

1,28

1,34

1,41

1,54

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10

8

до 500

0,29

0,32

-

-

-

-

9

501-750

0,32

0,36

-

-

-

-

10

751-1000

0,35

0,42

-

-

-

-

11

1001-1500

0,41

0,45

0,51

0,57

-

-

12

1501-3000

0,59

0,65

0,71

0,79

-

-

13

3001-5000

0,83

0,89

0,97

1,05

-

-

14

5001-7500

1,13

1,21

1,28

1,34

1,41

1,54

15

7501-10000

1,43

1,51

1,61

1,68

1,74

1,84

16

10001 и свыше

1,45

1,62

1,78

1,89

2,14

2,53

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20

17

от 500

0,40

0,44

-

-

-

-

18

501-750

0,45

0,53

0,62

-

-

-

19

751-1000

0,53

0,62

0,73

0,86

-

-

20

1001-1500

0,62

0,73

0,86

0,94

1,02

-

21

1501-3000

0,73

0,86

0,94

1,04

1,24

-

22

3001-5000

0,86

0,91

1,02

1,32

1,53

1,85

23

5001-7500

1,02

1,20

1,42

1,58

1,83

2,04

24

7501-10000

1,20

1,38

1,59

1,76

1,87

2,19

25

10001-20000

1,50

1,65

1,80

1,91

2,16

2,59

26

20001 и свыше

1,80

1,90

2,05

2,20

2,50

3,00

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50

27

до 750

0,40

0,44

-

-

-

-

28

751-1000

0,53

0,66

0,78

-

-

-

29

1001-1500

0,65

0,79

0,98

1,16

-

-

30

1501-3000

0,79

0,97

1,38

1,46

1,72

-

31

3001-5000

0,97

1,38

1,47

1,72

1,89

-

32

5001-7500

1,19

1,47

1,72

1,88

2,01

2,16

33

7501-10000

1,46

1,70

1,89

2,01

2,16

2,40

34

10001-20000

1,81

2,01

2,16

2,40

2,71

3,12

35

20001 и свыше

1,90

2,05

2,20

2,50

2,75

3,15

 

 

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125

36

до 1000

0,61

0,72

0,89

1,09

1,34

-

37

1001-1500

0,74

0,89

1,11

1,38

1,56

-

38

1501-3000

0,91

1,09

1,34

1,56

1,71

-

39

3001-5000

1,11

1,34

1,56

1,70

2,08

2,41

40

5001-7500

1,38

1,54

1,71

2,01

2,38

2,58

41

7501-10000

1,70

2,01

2,38

2,55

2,93

3,14

42

10001-20000

2,08

2,10

2,55

2,93

3,14

3,68

43

20001 и свыше

2,10

2,15

2,60

3,06

3,20

3,80

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Состав работ:
Осуществление контроля за:


-

соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

-

правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

-

наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

-

доведением до сведения работников подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.

 

Таблица 7

№ п/п

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

 

 

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

 

 

до 20

21-30

31-40

41-50

51-70

71-100

1

до 500

0,06

0,07

0,08

-

-

-

2

501-750

0,07

0,08

0,09

-

-

-

3

751-1000

0,08

0,09

0,10

-

-

-

4

1001-1500

0,10

0,12

0,14

0,17

-

-

5

1501-3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

-

6

3001-5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001-7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501-10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001-20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации

Состав работ:
1. Работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в комиссиях по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
2. Проведение совместно с соответствующими службами организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
3. Согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.

Таблица 8

№ п/п

Среднесписочная численность работников в организации

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации

 

 

Нормативная численность, человек

 

 

до 5

6-10

11-20

21-50

51-125

1

до 500

0,18

0,21

0,24

0,27

-

2

501-750

0,20

0,24

0,28

0,31

-

3

751-1000

0,23

0,26

0,29

0,35

-

4

1001-1500

0,27

0,31

0,34

0,42

0,61

5

1501-3000

0,31

0,42

0,45

0,51

0,62

6

3001-5000

-

0,51

0,61

0,70

0,75

7

5001-7500

-

-

0,70

0,89

1,46

8

7501-10000

-

-

-

1,01

1,67

9

10001-20000

-

-

-

-

2,21

10

20001 и свыше

-

-

-

-

2,24

 

Расследование и учет несчастных случаев в организации

Состав работ:
1. Обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
2. Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, его доставки в медицинское учреждение; принятии неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц.
3. Организация сообщения о происшедшем несчастном случае.
4. Работа в комиссии по расследованию несчастного случая:


-

определение мер по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве;

-

выдача предписаний руководителям подразделений;

-

участие в составлении и организации направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.

5. Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации — 24 ч. и 120 ч. (при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая на производстве).

Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации

Учитывая изложенное, могут быть использованы следующие рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации.
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн х Кн ,

где Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

Кн = 1 + % планируемых невыходов / 100 ,

где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета;

Штатная численность работников службы охраны труда в организации соответствует списочной численности.
Расчет численности работников службы охраны труда в организации можно показать на следующем примере:

№ п/п

Наименование видов работ

Наименование факторов

Единица измерения

Числовые значения факторов

Номер таблицы

Норматив численности

1

2

3

4

5

6

7

1

Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

1

0,21

 

 

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

 

 

2

Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

2

0,39

 

 

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

 

 

 

 

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

 

 

3

Организация пропаганды по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

3

0,40

 

 

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

 

 

4

Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

4

0,55

 

 

Среднемесячная численность вновь принимаемых работников

чел.

20

 

 

5

Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

5

0,33

 

 

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

 

 

6

Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

6

0,79

 

 

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

 

 

 

 

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

 

 

7

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

7

0,12

 

 

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

 

 

8

Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

8

0,42

 

 

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

 

 

9

Расследование и учет несчастных случаев в организации

Количество несчастных случаев за год

единиц

5

стр. 42

0,06

 

 

Норма времени на расследование одного несчастного случая - 24 часа

 

 

 

 

 

 

Общие затраты времени на работы по расследованию несчастных случаев в организации Тоб - 120 часов

 

 

 

 

 

 

Норма рабочего времени одного работника на планируемый год:
Нр.в. - 2000
Чн = Тоб / Нр.в.

 

 

 

 

 

Нормативная численность Чн

 

чел.

 

 

3,27

Чсп = 3,27 х 1,1 = 3,597 ≈ 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).
Хороший инженер по охране труда работает по утвержденному плану и заранее знает, чем будет заниматься завтра, или, например, через неделю. Его рабочий день начинается со встречи с руководителями подразделений и специалистами предприятия для согласования совместных действий. Не менее 1,5—2 часов у него занимает проверка выполнения требований безопасности при проведении работ и эксплуатации оборудования, контроль за применением спецодежды и т.п.
Важнейший участок его работы — участие в разработке инструкций по охране труда, согласование их с соответствующими службами, а также контроль за оформлением нарядов-допусков на опасные работы. Обеспечение работников спецодеждой — это также забота инженера по охране труда.
Перспективным направлением работы специалиста является подготовка предприятия к сертификации по европейской системе организации безопасного производства BSI-18001. Как и родственная ей система качества, она принимается на добровольной основе. Система управления охраной труда должна стать составной частью BSI-18001, которая включает в себя также промышленную и экологическую безопасность. Таким образом, на предприятии создается безостановочный процесс совершенствования, в котором задействованы все подразделения и специалисты.
В условиях, когда задачи и цели службы охраны труда понятны всему коллективу — от рядового работника до начальника цеха, когда каждый заинтересован в том, чтобы система функционировала безотказно, работа инженера по охране труда будет иметь реальную отдачу.

 

Данный материал опубликован в журналах:
"Кадры предприятия", № 5, 2005
"Кадры предприятия", № 6, 2005

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».