зам. декана факультета
охраны труда и занятости РГСУ,
доцент, засл. экономист РФ
В начале 90-х годов прошлого века предприятия пережили резкое сокращение численности и даже полную ликвидацию многих структурных подразделений.
В настоящее время хорошо просматривается общая тенденция изменений по отношению руководства предприятий к службе охраны труда, создание и деятельность которой регламентируются статьей 217 Трудового кодекса РФ. Крупные и средние предприятия, имевшие такую службу ранее, сейчас ее восстановили. Но пока не везде она работает с должной эффективностью, и было бы большим преувеличением сказать, что размер производства и численность специалистов по охране труда автоматически гарантируют безопасные и здоровые условия труда.
Ежегодные страховые выплаты в связи с несчастными случаями на производстве превышают 30 млрд рублей, затраты по оплате временной нетрудоспособности работающих составляют около 50 млрд рублей. При этом от 20 до 40 % трудопотерь по болезням связаны с неудовлетворительными условиями труда.
Количество травм и аварий уменьшается очень медленно. По оценке Международной организации труда, прямые убытки от неудовлетворительных условий труда в целом оцениваются в размере до 4 % ВВП.
На сегодняшний день имеется широчайший спектр отношений к проблеме: от полного пренебрежения до идеального выполнения всех требований законодательства. Любой руководитель всегда аргументированно обоснует, почему в его штатном расписании нет места для многих важных и очень нужных должностей.
Каждому ясно, что даже небольшое производство, с одной стороны, остро нуждается в услугах специалистов, а с другой — не всегда в состоянии платить достойную зарплату. Некоторые предпочитают работать «в тени» — до той поры, пока не нагрянет проверка территориального управления Роструда или не случится беда.
В ряде случаев, особенно на малых предприятиях, инженером по охране труда назначают юриста или бухгалтера, которые заводят необходимые журналы, составляют протоколы и перечни, при этом совершенно не обращают внимание на производство как таковое.
В последнее время сформировалась практика заключения договоров с квалифицированными специалистами, работающими одновременно на нескольких малых предприятиях. Как правило, такой работой в сфере охраны труда занимаются люди, обладающие большим опытом и глубокими знаниями. Потому что реальная ситуация, с которой приходится иметь дело в малом бизнесе, «необстрелянным» явно не по силам. Из числа опытных специалистов успешнее всего продвигается дело у бывших инспекторов Госгортехнадзора, технической инспекции профсоюзов или федеральной инспекции труда.
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашением по охране труда, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями, а также совместно с комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Для определения и обоснования необходимой численности, детализации должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями Минтруд России разработал и утвердил Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (постановление от 22.01.2001 № 10).
Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда:
1) |
управление охраной труда;
|
2)
|
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в организации;
|
3)
|
проведение аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации;
|
4)
|
организация пропаганды по охране труда;
|
5)
|
проведение вводного инструктажа;
|
6)
|
организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;
|
7)
|
планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации;
|
8)
|
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях;
|
9)
|
контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
|
10)
|
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации;
|
11)
|
расследование и учет несчастных случаев в организации.
|
(Порядок организации деятельности службы по охране труда и определения должностных обязанностей ее специалистов подробно рассматривался в «Кадры предприятия» № 3/2005 в статье О.П. Фролова «Создание службы охраны труда и организация ее деятельности» (стр. 53).)
Нормативами охвачены такие должности, как начальник отдела (бюро), специалисты всех категорий. Штатная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей в указанные нормативы не включена.
В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы. Обособленной производственной структурой считаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от 6 единиц.
Руководитель службы охраны труда:
1) |
осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности;
|
2)
|
координирует работу уполномоченных по охране труда;
|
3)
|
обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы;
|
4)
|
представляет работодателю предложения по подбору и расстановке кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
|
5)
|
обеспечивает систематическое повышение квалификации работников службы охраны труда.
|
Рассмотрим составы работ и предлагаемый Межотраслевыми нормативами порядок расчета численности работников службы охраны труда по конкретным направлениям ее деятельности.
Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в организации
Состав работ:
1. |
Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.
|
2.
|
Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.
|
3.
|
Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.
|
4.
|
Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда.
|
Таблица 1
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников в организации
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вред-ными условиями труда работах
|
|
|
до 100
|
101-350
|
351-500
|
501-1000
|
1001-3500
|
5000 и свыше
|
|
|
Нормативная численность, человек
|
1
|
до 500
|
0,13
|
0,14
|
0,16
|
-
|
-
|
-
|
2
|
501-750
|
0,14
|
0,16
|
0,17
|
-
|
-
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,16
|
0,17
|
0,19
|
-
|
-
|
-
|
4
|
1001-1500
|
0,19
|
0,21
|
0,24
|
0,27
|
-
|
-
|
5
|
1501-3000
|
0,28
|
0,31
|
0,34
|
0,37
|
-
|
-
|
6
|
3001-5000
|
0,40
|
0,43
|
0,46
|
0,51
|
0,56
|
-
|
7
|
5001-7500
|
0,55
|
0,58
|
0,63
|
0,68
|
0,74
|
0,81
|
8
|
7501-10000
|
0,70
|
0,75
|
0,80
|
0,86
|
0,93
|
1,02
|
9
|
10001-20000
|
1,30
|
1,35
|
1,41
|
1,48
|
1,57
|
1,68
|
10
|
20001 и свыше
|
1,60
|
1,65
|
1,71
|
1,79
|
1,88
|
1,99
|
Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации
Состав работ:
1. Организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда.
2. Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения.
3. Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), по количеству профессий (должностей) и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
4. Оценка рабочих мест по условиям труда:
- |
соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда;
|
-
|
составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса;
|
-
|
кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов;
|
-
|
обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам;
|
-
|
проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.
|
5. Организация оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки).
6. Доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя.
7. Разработка предложений, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.
Таблица 2
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников в организации
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
|
|
|
до 100
|
101-350
|
351- 500
|
501-1000
|
1001-3500
|
3501 и свыше
|
|
|
Нормативная численность, человек
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5
|
1
|
до 500
|
0,13
|
0,15
|
0,17
|
-
|
-
|
-
|
2
|
501-750
|
0,15
|
0,17
|
0,19
|
-
|
-
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,16
|
0,18
|
0,20
|
-
|
-
|
-
|
4
|
1001-1500
|
0,19
|
0,22
|
0,25
|
0,29
|
-
|
-
|
5
|
1501-3000
|
0,28
|
0,32
|
0,35
|
0,38
|
0,40
|
-
|
6
|
3001-5000
|
0,40
|
0,44
|
0,48
|
0,50
|
0,53
|
-
|
7
|
5001 и свыше
|
0,57
|
0,61
|
0,64
|
0,67
|
0,71
|
0,77
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10
|
8
|
до 500
|
0,15
|
0,16
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
501-750
|
0,16
|
0,18
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
751-1000
|
0,18
|
0,21
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
1001-1500
|
0,21
|
0,23
|
0,26
|
0,29
|
-
|
-
|
12
|
1501-3000
|
0,29
|
0,33
|
0,36
|
0,39
|
-
|
-
|
13
|
3001-5000
|
0,42
|
0,45
|
0,49
|
0,53
|
-
|
-
|
14
|
5001-7500
|
0,57
|
0,61
|
0,64
|
0,67
|
0,71
|
0,77
|
15
|
7501-10000
|
0,72
|
0,76
|
0,81
|
0,84
|
0,87
|
0,92
|
16
|
10001 и свыше
|
0,73
|
0,81
|
0,89
|
0,95
|
1,07
|
1,27
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20
|
17
|
от 500
|
0,20
|
0,22
|
-
|
-
|
-
|
-
|
18
|
501-750
|
0,23
|
0,27
|
0,31
|
-
|
-
|
-
|
19
|
751-1000
|
0,27
|
0,31
|
0,37
|
0,43
|
-
|
-
|
20
|
1001-1500
|
0,31
|
0,37
|
0,43
|
0,47
|
0,51
|
-
|
21
|
1501-3000
|
0,37
|
0,43
|
0,47
|
0,52
|
0,62
|
-
|
22
|
3001-5000
|
0,43
|
0,46
|
0,51
|
0,66
|
0,77
|
0,93
|
23
|
5001-7500
|
0,51
|
0,60
|
0,71
|
0,79
|
0,92
|
1,02
|
24
|
7501-10000
|
0,60
|
0,69
|
0,79
|
0,88
|
0,94
|
1,10
|
25
|
10001-20000
|
0,75
|
0,83
|
0,90
|
0,96
|
1,08
|
1,29
|
26
|
20001 и свыше
|
0,90
|
0,95
|
1,03
|
1,10
|
1,25
|
1,50
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50
|
27
|
до 750
|
0,20
|
0,22
|
-
|
-
|
-
|
-
|
28
|
751-1000
|
0,27
|
0,33
|
0,39
|
-
|
-
|
-
|
29
|
1001-1500
|
0,33
|
0,39
|
0,49
|
0,58
|
-
|
-
|
30
|
1501-3000
|
0,39
|
0,49
|
0,69
|
0,73
|
0,26
|
-
|
31
|
3001-5000
|
0,49
|
0,69
|
0,74
|
0,86
|
0,95
|
-
|
32
|
5001-7500
|
0,60
|
0,74
|
0,86
|
0,94
|
1,01
|
1,08
|
33
|
7501-10000
|
0,73
|
0,85
|
0,95
|
1,01
|
1,08
|
1,2
|
34
|
10001-20000
|
0,91
|
1,01
|
1,01
|
1,20
|
1,36
|
1,56
|
35
|
20001 и свыше
|
0,95
|
1,03
|
1,10
|
1,25
|
1,38
|
1,58
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125
|
36
|
до 1000
|
0,31
|
0,36
|
0,45
|
0,55
|
0,67
|
-
|
37
|
1001-1500
|
0,37
|
0,45
|
0,56
|
0,69
|
0,78
|
-
|
38
|
1501-3000
|
0,46
|
0,55
|
0,67
|
0,78
|
0,86
|
-
|
39
|
3001-5000
|
0,56
|
0,67
|
0,78
|
0,85
|
1,04
|
1,21
|
40
|
5001-7500
|
0,69
|
0,77
|
0,86
|
1,01
|
1,19
|
1,29
|
41
|
7501-10000
|
0,85
|
1,01
|
1,19
|
1,28
|
1,47
|
1,57
|
42
|
10001-20000
|
1,04
|
1,05
|
1,28
|
1,47
|
1,57
|
1,84
|
43
|
20001 и свыше
|
1,05
|
1,08
|
1,30
|
1,53
|
1,60
|
1,90
|
Организация пропаганды по охране труда
Состав работ:
1. |
Руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати организации, стенных газет, витрин и т.д.
|
2.
|
Организация и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организация выставок, уголков, витрин, стендов, проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда.
|
3.
|
Организация и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда.
|
4.
|
Организация обмена передовым опытом по охране труда.
|
5.
|
Выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
|
Таблица 3
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников в организации
|
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации
|
|
|
Нормативная численность, человек
|
|
|
до 5
|
6-10
|
11-20
|
21-50
|
51-125
|
1
|
до 500
|
0,16
|
0,18
|
0,21
|
0,24
|
-
|
2
|
501-750
|
0,18
|
0,21
|
0,24
|
0,30
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,19
|
0,22
|
0,27
|
0,33
|
-
|
4
|
1001-1500
|
0,23
|
0,26
|
0,32
|
0,40
|
0,51
|
5
|
1501-3000
|
0,34
|
0,40
|
0,44
|
0,59
|
0,75
|
6
|
3001-5000
|
-
|
0,56
|
0,67
|
0,83
|
1,07
|
7
|
5001-7500
|
-
|
-
|
0,84
|
1,08
|
1,37
|
8
|
7501-10000
|
-
|
-
|
0,98
|
1,38
|
1,79
|
9
|
10001-20000
|
-
|
-
|
1,08
|
1,63
|
2,28
|
10
|
20001 и свыше
|
-
|
-
|
1,35
|
1,89
|
2,40
|
Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации
Состав работ:
1. Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда.
2. Проведение вводного инструктажа по охране труда.
3. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда.
4. Организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, по оказанию первой помощи пострадавшим; проведение консультаций.
5. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников.
6. Оказание методической помощи руководителям подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.
Таблица 4
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников в организации
|
Среднемесячная численность работников в организации
|
|
|
Нормативная численность, человек
|
|
|
до 21
|
21-30
|
31-40
|
41-50
|
51-70
|
71-100
|
1
|
до 500
|
0,38
|
0,40
|
0,43
|
0,46
|
-
|
-
|
2
|
501-750
|
0,42
|
0,45
|
0,48
|
0,52
|
0,57
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,47
|
0,50
|
0,54
|
0,59
|
0,64
|
0,70
|
4
|
1001-1500
|
0,55
|
0,59
|
0,65
|
0,75
|
0,83
|
0,91
|
5
|
1501-3000
|
0,81
|
0,86
|
0,92
|
1,00
|
1,08
|
1,17
|
6
|
3001-5000
|
1,16
|
1,24
|
1,32
|
1,41
|
1,54
|
1,72
|
7
|
5001-7500
|
1,60
|
1,68
|
1,77
|
1,90
|
2,08
|
2,21
|
8
|
7501-10000
|
-
|
2,12
|
2,24
|
2,43
|
2,56
|
2,76
|
9
|
10001-20000
|
-
|
-
|
3,98
|
4,24
|
4,43
|
4,78
|
10
|
20001 и свыше
|
-
|
-
|
4,64
|
4,80
|
5,00
|
5,30
|
Проанализируем оставшиеся направления деятельности службы охраны труда, с учетом которых были разработаны Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10).
Планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации
Состав работ:
1. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты.
2. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения.
3. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
4. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
5. Согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
6. Составление совместно с руководителями структурных подразделений организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, на основании действующего законодательства, работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
7. Организация хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
8. Участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников.
9. Определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников в организации
|
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации
|
|
|
Нормативная численность, человек
|
|
|
до 5
|
6-10
|
11-20
|
21-50
|
51-125
|
1
|
до 500
|
0,13
|
0,15
|
0,19
|
0,21
|
-
|
2
|
501-750
|
0,15
|
0,17
|
0,20
|
0,24
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,16
|
0,18
|
0,25
|
0,28
|
-
|
4
|
1001-1500
|
0,19
|
0,22
|
0,26
|
0,33
|
0,43
|
5
|
1501-3000
|
0,28
|
0,32
|
0,39
|
0,48
|
0,61
|
6
|
3001-5000
|
-
|
0,47
|
0,56
|
0,69
|
0,88
|
7
|
5001-7500
|
-
|
-
|
0,68
|
0,88
|
1,12
|
8
|
7501-10000
|
-
|
-
|
0,82
|
0,89
|
1,38
|
9
|
10001-20000
|
-
|
-
|
0,91
|
1,53
|
2,11
|
10
|
20001 и свыше
|
-
|
-
|
1,23
|
1,60
|
2,20
|
Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях
Состав работ:
1. Обеспечение соблюдения межотраслевых рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации.
2. Контроль за:
- |
выполнением работниками в подразделениях организации требований инструкций по охране труда;
|
-
|
содержанием производственных и вспомогательных помещений;
|
-
|
безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств;
|
-
|
правильной организацией рабочих мест, технологических процессов;
|
-
|
эксплуатацией и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты;
|
-
|
техническим состоянием машин и оборудования;
|
-
|
эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
|
Таблица 6
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников в организации
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
|
|
|
до 100
|
101-350
|
351-500
|
501-1000
|
1001-3500
|
3501 и свыше
|
|
|
Нормативная численность, человек
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5
|
1
|
до 500
|
0,26
|
0,29
|
0,33
|
-
|
-
|
-
|
2
|
501-750
|
0,29
|
0,33
|
0,37
|
-
|
-
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,32
|
0,36
|
0,40
|
-
|
-
|
-
|
4
|
1001-1500
|
0,38
|
0,43
|
0,50
|
0,57
|
-
|
-
|
5
|
1501-3000
|
0,56
|
0,63
|
0,70
|
0,75
|
0,79
|
-
|
6
|
3001-5000
|
0,80
|
0,87
|
0,96
|
0,99
|
1,05
|
-
|
7
|
5001 и свыше
|
1,13
|
1,21
|
1,28
|
1,34
|
1,41
|
1,54
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10
|
8
|
до 500
|
0,29
|
0,32
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
501-750
|
0,32
|
0,36
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
751-1000
|
0,35
|
0,42
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
1001-1500
|
0,41
|
0,45
|
0,51
|
0,57
|
-
|
-
|
12
|
1501-3000
|
0,59
|
0,65
|
0,71
|
0,79
|
-
|
-
|
13
|
3001-5000
|
0,83
|
0,89
|
0,97
|
1,05
|
-
|
-
|
14
|
5001-7500
|
1,13
|
1,21
|
1,28
|
1,34
|
1,41
|
1,54
|
15
|
7501-10000
|
1,43
|
1,51
|
1,61
|
1,68
|
1,74
|
1,84
|
16
|
10001 и свыше
|
1,45
|
1,62
|
1,78
|
1,89
|
2,14
|
2,53
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20
|
17
|
от 500
|
0,40
|
0,44
|
-
|
-
|
-
|
-
|
18
|
501-750
|
0,45
|
0,53
|
0,62
|
-
|
-
|
-
|
19
|
751-1000
|
0,53
|
0,62
|
0,73
|
0,86
|
-
|
-
|
20
|
1001-1500
|
0,62
|
0,73
|
0,86
|
0,94
|
1,02
|
-
|
21
|
1501-3000
|
0,73
|
0,86
|
0,94
|
1,04
|
1,24
|
-
|
22
|
3001-5000
|
0,86
|
0,91
|
1,02
|
1,32
|
1,53
|
1,85
|
23
|
5001-7500
|
1,02
|
1,20
|
1,42
|
1,58
|
1,83
|
2,04
|
24
|
7501-10000
|
1,20
|
1,38
|
1,59
|
1,76
|
1,87
|
2,19
|
25
|
10001-20000
|
1,50
|
1,65
|
1,80
|
1,91
|
2,16
|
2,59
|
26
|
20001 и свыше
|
1,80
|
1,90
|
2,05
|
2,20
|
2,50
|
3,00
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50
|
27
|
до 750
|
0,40
|
0,44
|
-
|
-
|
-
|
-
|
28
|
751-1000
|
0,53
|
0,66
|
0,78
|
-
|
-
|
-
|
29
|
1001-1500
|
0,65
|
0,79
|
0,98
|
1,16
|
-
|
-
|
30
|
1501-3000
|
0,79
|
0,97
|
1,38
|
1,46
|
1,72
|
-
|
31
|
3001-5000
|
0,97
|
1,38
|
1,47
|
1,72
|
1,89
|
-
|
32
|
5001-7500
|
1,19
|
1,47
|
1,72
|
1,88
|
2,01
|
2,16
|
33
|
7501-10000
|
1,46
|
1,70
|
1,89
|
2,01
|
2,16
|
2,40
|
34
|
10001-20000
|
1,81
|
2,01
|
2,16
|
2,40
|
2,71
|
3,12
|
35
|
20001 и свыше
|
1,90
|
2,05
|
2,20
|
2,50
|
2,75
|
3,15
|
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125
|
36
|
до 1000
|
0,61
|
0,72
|
0,89
|
1,09
|
1,34
|
-
|
37
|
1001-1500
|
0,74
|
0,89
|
1,11
|
1,38
|
1,56
|
-
|
38
|
1501-3000
|
0,91
|
1,09
|
1,34
|
1,56
|
1,71
|
-
|
39
|
3001-5000
|
1,11
|
1,34
|
1,56
|
1,70
|
2,08
|
2,41
|
40
|
5001-7500
|
1,38
|
1,54
|
1,71
|
2,01
|
2,38
|
2,58
|
41
|
7501-10000
|
1,70
|
2,01
|
2,38
|
2,55
|
2,93
|
3,14
|
42
|
10001-20000
|
2,08
|
2,10
|
2,55
|
2,93
|
3,14
|
3,68
|
43
|
20001 и свыше
|
2,10
|
2,15
|
2,60
|
3,06
|
3,20
|
3,80
|
Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
Состав работ:
Осуществление контроля за:
- |
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
|
-
|
правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
|
-
|
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
|
-
|
доведением до сведения работников подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
|
Таблица 7
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников организации
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
|
|
|
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек
|
|
|
до 20
|
21-30
|
31-40
|
41-50
|
51-70
|
71-100
|
1
|
до 500
|
0,06
|
0,07
|
0,08
|
-
|
-
|
-
|
2
|
501-750
|
0,07
|
0,08
|
0,09
|
-
|
-
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,08
|
0,09
|
0,10
|
-
|
-
|
-
|
4
|
1001-1500
|
0,10
|
0,12
|
0,14
|
0,17
|
-
|
-
|
5
|
1501-3000
|
0,14
|
0,17
|
0,20
|
0,24
|
0,28
|
-
|
6
|
3001-5000
|
0,20
|
0,24
|
0,29
|
0,35
|
0,42
|
0,48
|
7
|
5001-7500
|
0,28
|
0,32
|
0,38
|
0,45
|
0,56
|
0,70
|
8
|
7501-10000
|
0,35
|
0,41
|
0,48
|
0,57
|
0,68
|
0,82
|
9
|
10001-20000
|
0,65
|
0,72
|
0,79
|
0,93
|
1,07
|
1,23
|
10
|
20001 и свыше
|
0,80
|
0,87
|
0,94
|
1,01
|
1,11
|
1,26
|
Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации
Состав работ:
1. Работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в комиссиях по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
2. Проведение совместно с соответствующими службами организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
3. Согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
Таблица 8
№ п/п
|
Среднесписочная численность работников в организации
|
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации
|
|
|
Нормативная численность, человек
|
|
|
до 5
|
6-10
|
11-20
|
21-50
|
51-125
|
1
|
до 500
|
0,18
|
0,21
|
0,24
|
0,27
|
-
|
2
|
501-750
|
0,20
|
0,24
|
0,28
|
0,31
|
-
|
3
|
751-1000
|
0,23
|
0,26
|
0,29
|
0,35
|
-
|
4
|
1001-1500
|
0,27
|
0,31
|
0,34
|
0,42
|
0,61
|
5
|
1501-3000
|
0,31
|
0,42
|
0,45
|
0,51
|
0,62
|
6
|
3001-5000
|
-
|
0,51
|
0,61
|
0,70
|
0,75
|
7
|
5001-7500
|
-
|
-
|
0,70
|
0,89
|
1,46
|
8
|
7501-10000
|
-
|
-
|
-
|
1,01
|
1,67
|
9
|
10001-20000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2,21
|
10
|
20001 и свыше
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2,24
|
Расследование и учет несчастных случаев в организации
Состав работ:
1. Обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
2. Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, его доставки в медицинское учреждение; принятии неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц.
3. Организация сообщения о происшедшем несчастном случае.
4. Работа в комиссии по расследованию несчастного случая:
- |
определение мер по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве;
|
-
|
выдача предписаний руководителям подразделений;
|
-
|
участие в составлении и организации направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
|
5. Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации — 24 ч. и 120 ч. (при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая на производстве).
Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации
Учитывая изложенное, могут быть использованы следующие рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации.
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:
Чсп = Чн х Кн ,
где Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:
Кн = 1 + % планируемых невыходов / 100 ,
где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета;
Штатная численность работников службы охраны труда в организации соответствует списочной численности.
Расчет численности работников службы охраны труда в организации можно показать на следующем примере:
№ п/п
|
Наименование видов работ
|
Наименование факторов
|
Единица измерения
|
Числовые значения факторов
|
Номер таблицы
|
Норматив численности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
1
|
0,21
|
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
|
чел.
|
145
|
|
|
2
|
Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
2
|
0,39
|
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
|
чел.
|
145
|
|
|
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений
|
единиц
|
38
|
|
|
3
|
Организация пропаганды по охране труда
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
3
|
0,40
|
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений
|
единиц
|
38
|
|
|
4
|
Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
4
|
0,55
|
|
|
Среднемесячная численность вновь принимаемых работников
|
чел.
|
20
|
|
|
5
|
Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
5
|
0,33
|
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений
|
единиц
|
38
|
|
|
6
|
Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
6
|
0,79
|
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
|
чел.
|
145
|
|
|
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений
|
единиц
|
38
|
|
|
7
|
Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
7
|
0,12
|
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах
|
чел.
|
145
|
|
|
8
|
Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации
|
Среднесписочная численность работников организации
|
чел.
|
1002
|
8
|
0,42
|
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений
|
единиц
|
38
|
|
|
9
|
Расследование и учет несчастных случаев в организации
|
Количество несчастных случаев за год
|
единиц
|
5
|
стр. 42
|
0,06
|
|
|
Норма времени на расследование одного несчастного случая - 24 часа
|
|
|
|
|
|
|
Общие затраты времени на работы по расследованию несчастных случаев в организации Тоб - 120 часов
|
|
|
|
|
|
|
Норма рабочего времени одного работника на планируемый год:
Нр.в. - 2000
Чн = Тоб / Нр.в.
|
|
|
|
|
|
Нормативная численность Чн
|
|
чел.
|
|
|
3,27
|
Чсп = 3,27 х 1,1 = 3,597 ≈ 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).
Хороший инженер по охране труда работает по утвержденному плану и заранее знает, чем будет заниматься завтра, или, например, через неделю. Его рабочий день начинается со встречи с руководителями подразделений и специалистами предприятия для согласования совместных действий. Не менее 1,5—2 часов у него занимает проверка выполнения требований безопасности при проведении работ и эксплуатации оборудования, контроль за применением спецодежды и т.п.
Важнейший участок его работы — участие в разработке инструкций по охране труда, согласование их с соответствующими службами, а также контроль за оформлением нарядов-допусков на опасные работы. Обеспечение работников спецодеждой — это также забота инженера по охране труда.
Перспективным направлением работы специалиста является подготовка предприятия к сертификации по европейской системе организации безопасного производства BSI-18001. Как и родственная ей система качества, она принимается на добровольной основе. Система управления охраной труда должна стать составной частью BSI-18001, которая включает в себя также промышленную и экологическую безопасность. Таким образом, на предприятии создается безостановочный процесс совершенствования, в котором задействованы все подразделения и специалисты.
В условиях, когда задачи и цели службы охраны труда понятны всему коллективу — от рядового работника до начальника цеха, когда каждый заинтересован в том, чтобы система функционировала безотказно, работа инженера по охране труда будет иметь реальную отдачу.
Данный материал опубликован в журналах:
"Кадры предприятия", № 5, 2005
"Кадры предприятия", № 6, 2005 |