Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N1 / 2013

Социальный кодекс в системе государственной поддержки населения России

О.П. Фролов,
к.э.н., заслуженный экономист
Российской Федерации

Конституция РФ (статья 7) провозглашает: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Важнейшими конституционными обязанностями государства являются:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление минимального гарантированного размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты и др.

Конституционное гарантирование экономических, социальных прав и свобод человека и гражданина предусматривает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Учитывая необходимость кодификации и обновления действующего социального законодательства в связи с перераспределением полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы, совершенствованием системы финансирования, в течение ряда лет ведется подготовка Социального кодекса Российской Федерации, включающего государственный пакет социальных гарантий. На первоначальных этапах этим вопросом активно занимались специалисты прежнего Минтруда России, НИИ труда и социального страхования и др.

Кодекс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные в единый нормативный комплекс нормы соответствующей отрасли права. Кодексы занимают приоритетное место по сравнению с другими нормативными актами и, несмотря на то что в Российской Федерации имеют статус федеральных законов, в них устанавливается, что прочие нормативные акты не должны противоречить положениям кодекса.

В повестку заседания Государственной Думы Федерального Собрания еще в феврале 2004 года был включен законопроект законодательного собрания Красноярского края, подготовленный межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», состоящей из 11 субъектов Российской Федерации (Алтайский и Красноярские края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Тюменская, Читинская области, Республики Алтай, Бурятия, Тыва).

В основу законопроекта положены следующие подходы:
- кодификация действующего законодательства;
- создание единой государственной системы социального обеспечения;
- обеспечение взаимосвязи с актами иных отраслей законодательства, прежде всего с бюджетным;
- перевод норм права социального обеспечения из подзаконных в законодательные акты;
- отказ от бланкетных норм и устранение декларативности в регулировании отношений по социальному обеспечению;
- упорядочение существующих видов социального обеспечения без установления новых видов;
- трансформация действующих социальных льгот в денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды), социальное и медицинское обслуживание.

Разработчики предлагали установить основы правового регулирования социальных отношений, закрепить социальные права граждан и механизм их реализации, определить правовое положение участников отношений по социальному обеспечению, регулировать порядок возникновения,
осуществления и защиты прав граждан на социальное обеспечение. В каждой главе определялись категории лиц, имеющих право на соответствующий вид социального обеспечения, условия назначения, размер и срок его назначения.

Проект предусматривал закрепление социальных прав граждан в сфере трудовых, гражданских, жилищных и налоговых отношений, социального обеспечения, в сфере образования, культуры, инфраструктуры, экологии, безопасности. Участниками отношений, регулируемых  законодательством о социальном обеспечении, определены граждане с разбивкой их по категориям, уполномоченные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в сфере социального обеспечения, социальные агенты, государственные и муниципальные
внебюджетные фонды.

Законопроект был возвращен без обсуждения как внесенный с нарушениями конституционных требований в связи с отсутствием заключения

Правительства РФ. По такому же основанию был отклонен проект Социального кодекса, одновременно представленный в Государственную Думу

Алтайским краевым Советом народных депутатов.

Отказом в рассмотрении законопроектов, по-видимому, послужила недавно проведенная монетизация льгот, которая, по мнению авторов, решала большинство финансовых проблем в социальной сфере.

В дальнейшем принятие законов о Социальном кодексе получило распространение на регионально уровне: в Белгородской области (с 2004 г.), Омской области (с 2008 г.), Ярославской области (с 2008 г.), г. Санкт-Петербурге (с ноября 2011 г.). Проходит всенародное обсуждение закон о Социальном кодексе Томской области. Корпоративные Социальные кодексы действуют в ОАО «Лукойл», Московском объединении «Энергетическая компания» и др.

Опыт, накопленный в регионах и компаниях, заслуживает углубленного изучения и обобщения. Так, закон о Социальном кодексе г. Санкт-Петербурга адресует помощь за счет средств городского бюджета более чем 30 категориям граждан, в том числе студенческим семьям, сельским врачам и учителям, гражданам, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, и при этом предусматривает отмену 78 законов социальной направленности, которые были ранее приняты.

Определено, что помощь предоставляется в более двадцати различных формах: бесплатная, юридическая и медицинская помощь, компенсации расходов на оплату жилья, бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное питание и т.п. Специальная глава посвящена поддержке семей, имеющих детей; целый раздел решает проблему защиты усыновителей и детей-сирот; особое внимание уделено поддержке инвалидов и др.

О необходимости возобновления работы по подготовке федерального закона о Социальном кодексе свидетельствуют особенности социальных отношений в Российской Федерации и национального социального законодательства.

Прежде всего, следует отметить, что с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года из 143 млн человек, проживающих в Российской Федерации, большинству положены какие-либо пособия за счет бюджетных средств.

По данным, опубликованным в Российском статистическом ежегоднике 2011 года, численность населения в трудоспособном возрасте составила (2010 г.) 88,4 млн человек, занятых в экономике – 69 млн человек. Численность безработных – 6,2 тыс. человек. Удельный вес отдельных возрастных групп населения в общей численности населения:
- моложе трудоспособного возраста – 16%;
- в трудоспособном возрасте – 62,4%;
- старше трудоспособного возраста – 21,6%.

Более трети населения (43,4 млн человек) – иждивенцы отдельных лиц.

Из них – свыше 80% дети и молодежь до 25 лет. Показатель демографической нагрузки увеличился до 606 человек на 1000 человек населения трудоспособного возраста, в том числе нагрузка детьми – 259, людьми пенсионного возраста – 347.

Возрастной состав населения России характеризуется существенной гендерной диспропорцией. Соотношение полов: на 1000 мужчин приходится 1162 женщины. Почти каждый пятый житель России – в пенсионном возрасте. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин – 12,9% жителей страны – находится в возрасте 65 лет и более. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации.

Численность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн человек, или на 25,6% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста.

Для миллионов жителей России основным источником средств существования остаются:
- стипендия;
- пенсия по старости;
- пенсия за выслугу лет;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- государственное обеспечение;
- пособия.

Пособие по безработице получают 1,2 млн человек. Численность безработных инвалидов – 151,9 тыс. человек, из них инвалидов, которым назначено пособие по безработице 133, 1 тыс. человек. Нормы подготовленного Минтрудом России проекта новой редакции федерального закона 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» охватывают 19 млн наших сограждан. В том числе около 14 млн клиентов социальных служб, которые проходят социальное обслуживание на дому силами соцработников, порядка 300 тыс. человек проживают постоянно в интернатах социального обслуживания и находятся на постоянном государственном обеспечении.

В настоящее время в учреждениях социальной сферы работают свыше 14,4 млн человек, из них большая часть в сфере образования – 5,2 млн человек, а также в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг – 3,9 млн человек.

Безусловно, основополагающим для результативности социального законодательства является фактический уровень финансирования, предоставления установленных льгот и поэтому на современном этапе развития экономики особое внимание сосредоточивается на адресной поддержке, прежде всего, социально уязвимых слоев населения, упорядочении социальных льгот и пособий, обеспечении роста денежных доходов, сокращении масштабов бедности на основе повышения занятости и т.д.

Социальный кодекс позволит обеспечить дальнейшую кодификацию социального законодательства, так как социальные отношения во взаимосвязи с трудовыми и экономическими отношениями охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особое место в федеральном и региональном законодательстве, должны быть доступны для каждого гражданина. Они также регулируются нормами большинства действующих кодексов Российской Федерации:
Бюджетный кодекс РФ – содержит правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней (принят в 1998 году);
Гражданский кодекс РФ – регулирует широкий круг имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, их объединениями государством на основе равенства всех субъектов (первая часть принята в 1994 году, вторая – в 1996, третья – в 2001, четвертая – в 2006);
Жилищный кодекс РФ – регулирует отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан (принят в 2004 году);
Кодекс об административных правонарушениях РФ – регулирует отношения по привлечению к административной ответственности, в т.ч. общие начала, перечень всех административных правонарушений (может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам (принят в 2001 году);
Налоговый кодекс – регулирует отношения по поводу налогообложения (первая часть принята в 1998 году, вторая – в 2000 году);
Семейный кодекс РФ – регулирует семейные отношения (брак, права супругов и детей, алиментные отношения и устройство детей, оставшихся без попечения родителей) (принят в 1995 году);
Трудовой кодекс РФ – регулирует трудовые и возникающие из трудовых отношения (принят в 2001 году);
Уголовно-процессуальный кодекс РФ – регулирует порядок привлечения к уголовной ответственности (принят в 2001 году);
Уголовный кодекс РФ – регулирует общие положения уголовной ответственности, устанавливает наказания и содержит закрытый перечень деяний, признаваемых преступлениями (принят в 1996 году).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».