Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N3 / 2013

Профессиональные стандарты: прошлое и будущее национальной системы компетенций

Д.Л. Щур,
Главный редактор «КП»

03.12.2012 Президент РФ подписал Федеральный закон № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Данный законодательный акт принят во исполнение предвыборных обещаний В. Путина в рамках президентской кампании, получивших закрепление в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Данным президентским актом Правительству РФ было поручено:
1) утвердить до 01.12.2012 план разработки профессиональных стандартов;
2) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Согласно определению, сформулированному в новой части второй статьи 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, утвержден постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Прежде чем рассмотреть содержание нового акта применительно к торговой отрасли, необходим экскурс в «историю вопроса».

Интеграция российской экономики в международное экономическое пространство, процессы глобализации, интенсификация миграции, стремительное изменение технологий и усиливающаяся конкуренция оказывают серьезное влияние на рынок труда.

Если до начала 1990-х годов советский гражданин, получивший профессиональное образование, работал по полученной специальности всю трудовую жизнь, то сейчас он вынужден с определенной регулярностью менять не только сферы применения своих способностей к труду, но и само содержание труда. Помимо этого он для удовлетворения потребностей работодателя в трудовом ресурсе должен обладать компетенциями, позволяющими ему гибко реагировать на изменяющийся рынок труда, – уметь применять свои знания в новых трудовых ситуациях; получать новые знания, необходимые для такого выполнения трудовых функций, качество которых максимально удовлетворяло бы работодателя и находило адекватное выражение в оплате; непрерывно формировать навыки, требуемые для решения новых производственных и управленческих задач. Система же отечественного профессионального образования продолжает оставаться статичной, ориентированной на получение академических «идеальных» знаний.

Разрыв между потребностями рынка труда и уровнем профессионального образования, получаемого в образовательных учреждениях, вынуждает работодателей либо долго ждать адаптации молодого работника, не получая ожидаемого трудового эффекта, либо вкладывать дополнительные средства в его «доучивание» на месте. Ситуацию усугубляет дефицит рабочей силы вообще, и подготовленных российскими образовательными учреждениями  квалифицированных кадров в частности.

В таких условиях Россия, следуя опыту европейских и других стран, обратила свое внимание на формирование профессиональных стандартов, адекватно отражающих потребности рынка и указывающих сфере образования на те знания и умения, которые обучающийся должен получить для достижения необходимых на современном рынке труда показателей.

Предметно задача по подготовке профессиональных стандартов в России была сформулирована только в середине 1990-х годов. Главным обстоятельством, побудившим Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти обратить внимание на существующую систему квалификации и оценки кадров, стало несоответствие разработанных в разные периоды квалификационных характеристик (описаний) профессий и должностей новым требованиям, предъявляемым к работникам рынком труда, стремительно меняющимся в результате структурной перестройки экономики, освоения нашего трудового рынка международными и зарубежными компаниями, применения новых механизмов хозяйствования и управления.

Остроты проблеме совершенствования существующей системы квалификационных требований добавили переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, в ходе которых неоднократно отмечалась необходимость приведения национального законодательства об образовании и труде в соответствие с международными актами и требованиями ВТО.

Задача по созданию национальной системы профессиональных стандартов в различных вариациях (от разработки профессиональных стандартов до приведения существующих в соответствие с требованиями, предъявляемыми на рынке труда) последовательно ставилась Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за регулирование в сфере труда и образования, в планах и программах развития экономики России в целом и отдельных ее отраслей (табл. 1).




Руководствуясь указанными планами, федеральные министерства и ведомства, осуществляющие регулирование отдельных отраслей деятельности, в своих программных документах также отразили задачи по разработке профессиональных стандартов:
- Минпромэнерго России (в настоящее время – Минпромторг России) — «подготовку предложений по совершенствованию действующих или формированию профессиональных стандартов для подготовки квалифицированных кадров – 2006–2008 годы» (План мероприятий по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения на 2006–2008 годы, утвержден приказом Минпромэнерго России от 27.04.2006 № 96);
- Минсельхоз России – «создание системы оценки специалистов агропромышленного комплекса на основе профессиональных стандартов» (приказ Минсельхоза России от 20.03.2000 № 215 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»);
- Минпромторг России – разработал 12 профессиональных стандартов по следующим профессиям: «Дизайнер автомобилестроения», «Конструктор автомобиля», «Логист автомобилестроения», «Специалист металлообрабатывающего производства», «Специалист окрасочного производства», «Специалист по инструментальной оснастке», «Специалист по металлоконструкциям», «Специалист по мехатронике», «Специалист по мехатронным системам автомобиля», «Специалист по сборке агрегатов и автомобиля», «Специалист промышленного инжиниринга», «Технолог машиностроительного производства по металлообработке».

«Разработка профессиональных стандартов в целях повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей» была обозначена и в проекте Концепции действий на рынке труда на 2006–2010 годы, прошедшем обсуждение на Ученом совете Научно-исследовательского института труда и социального страхования (ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава).

Наконец, свое слово сказал Президент РФ, и процесс сдвинулся с программной платформы и перешел в практическую область.

Продолжение статьи читайте на страницах журнала «Кадры предприятия» № 3/2013

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».