Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N3 / 2013

Опыт внедрения в группе компаний системы менеджмента качества, основанной на стандартах серии ISO 9000. Роль, место и задачи кадровых подразделений

О.Н. Шинкаренко,
Заместитель генерального директора
группы компаний по корпоративным
вопросам

«Модель стандарта ISO 9001 – эталон управления» Мария дас Грасас Сильва Фостер, главный исполнительный директор энергетической компании Petrobras (более 74 000 работников)

Слияние или поглощение компаний, создание холдингов – явления не новые на российском рынке. Во всех этих случаях топ-менеджменту приходится решать вопросы формирования новых систем управления. Особый подход необходим в весьма распространенном случае объединения в холдинг компаний имеющих разный уровень развития и успешности.

Весьма серьезную роль в соблюдении планов объединения (слияния/поглощения), недопущения социальной напряженности в коллективах в этот период, успешности реализации проекта объединения играет работа кадровых подразделений как самих компаний, так и головного офиса. Именно на их плечи ложится основной груз ведения разъяснительной работы, планирования обучения, контроля психологического климата, формирования новой корпоративной культуры, разработки и внедрения новых документов по управлению человеческими ресурсами. На этих направлениях деятельности кадровые службы ожидает множество сложностей и проблем, ведь, как говорил Н. Макиавелли: «Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому».

Рассмотрим пример объединения в холдинг семи компаний, работающих в различных сферах бизнеса. Среди этих компаний: три производственных предприятия, транспортно-логистическая компания, два многофункциональных складских комплекса, ремонтно-строительная компания. Общая численность персонала – более 3000 сотрудников. Определенную сложность в  объединении составляло то, что компании, их филиалы и представительства размещены на территории нескольких государств (Россия, Беларусь, Польша, Германия, Австрия). Такая ситуация требует более внимательного отношения к соблюдению местного законодательства, менталитету населения, его национальным и культурным особенностям.

По решению руководства в основу системы управления холдингом становилась система менеджмента качества (СМК) основанная на стандартах ISO (ISO – International Organization for Standardization, Международная Организация по Стандартизации).

 

Международная Организация по Стандартизации (ISOInternationalOrganizationforStandardization) начала свою работу в 1947 году. В настоящее время членами ИСО являются 164 государства. Структура ИСО состоит из более 3300 технических органов (комитетов), которые занимаются разработкой стандартов. Центральный секретариат находится в Женеве (Швейцария). Разработано более 19 000 различных стандартов, которые стали основой для создания национальных стандартов. Россия занимает место члена Совета ISO. Советский Союз был одним из основателей этой организации в 1946 году. Некоторые из систем качества, применявшиеся в СССР, легли в основу международных стандартов: БИП (1955) – бездефектное изготовление продукции, КАНАРСПИ (1958) – качество, надежность, ресурс с первых изделий, КС УКП (1972) – комплексная система управления качеством продукции, СБТ (1967) – система бездефектного труда, КС ПЭП (1975) – комплексная система повышения эффективности производства, КС УКП и ЭИР (1978) – комплексная система управления качеством продукции и эффективного использования ресурсов, КС ПЭП и КР (1979) – комплексная система повышения эффективности производства и качества работы, СУ ПП и УО (1980) – система управления производственным предприятием на базе стандартизации и управления обязательствами.

К ос новным стандартам в области менеджмента относятся стандарты: ISO 26000 (социальная ответственность), ISO 31000 (менеджмент рисков), ISO 50001 (системы менеджмента потребления энергии), серия стандартов ISO 9000 (менеджмент качества), серия стандартов ISO 14000 (менеджмент окружающей среды, экологический менеджмент).

Официальный сайт –iso.org Сертификация СМК является добровольной. Каждая компания исходя из своей стратегии, планов и перспектив развития самостоятельно выбирает, получать ли сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001:2008 и привлекать для этого иностранную компанию или же получать сертификат соответствия национальному ГОСТ ISO 9001:2011 (вступившему в силу с 01.01.2013) и пользоваться услугами российской компании. ГОСТ ISO 9001:2011 полностью аналогичен международному стандарту, а его наличие не является препятствием для получения сертификата соответствия международному стандарту.

 

Данный выбор был основан на следующем.

Во-первых, такая система управления признана и авторитетна на международном уровне.

О значении стандартов ISO говорят такие факты: 2,5 млрд фунтов стерлингов – годовой вклад стандартов в экономику Великобритании.

80% – доля влияния международных стандартов в мировой торговле. 100 млн австралийских долларов – выгода в год для экономики Австралии от стандартов в горнодобывающей промышленности. Применение международных стандартов привело к снижению сроков транспортировки грузов на 84%.

В 1994–1995 годах в Израиле ученые университетов Иерусалима и Хайфы, по поручению и при финансировании правительства, провели исследование причин финансовых потерь в экономике. Исследованием установлено, что основными причинами финансовых потерь являются:
1. Бюрократия и негибкая политика государственных органов.
2. Недостаточная квалифицированность менеджеров высшего и среднего звена.
3. Отсутствие разумного планирования и использования трудовых ресурсов.
4. Неэффективные рабочие процессы.
5. Маркетинговые ошибки.
6. Ошибки в финансовом планировании.
7. Пренебрежение к качеству подготовки работников.
8. Потери сырья и готовой продукции из-за неэффективной системы хранения и транспортировки.
9. Недостаточное использование возможностей средств производства.
10. Недобросовестное исполнение работниками обязанностей, приводящее к внеплановым ремонтам, браку в продукции, снижению качества сырья и материалов, срыву сроков исполнения контрактов, перерасходу финансовых средств.
11. Недостаточная координация действий между подразделениями.

В 1995 году эти причины привели к потерям более 15,5 млрд долларов США, что составляло более четверти валового национального продукта Израиля.

Потери от стоимости продукта составили:
- в строительстве – 50%;
- в промышленности и на транспорте – 19%;
- в телекоммуникациях – 11,4%;
- в посреднических, сервисных и торговых организациях – 10,1%.

Предложенные учеными пути выхода из сложившейся ситуации через улучшение планирования, совершенствование систем управления, в том числе на основе стандартов серии ISO 9000, позволили в течение двух последующих лет снизить потери от стоимости продукта практически в два раза. Планомерное и настойчивое преодоление всех перечисленных проблем актуально и для российских предприятий.

Во-вторых, СМК, основанная на стандартах серии ISO 9000, успешно функционирует в трех из семи компаний (в транспортно-логистической компании, на производственном предприятии и складском комплексе), а две из компаний ранее предпринимали попытки ее внедрения. Таким образом, большинству компаний подходы СМК были известны.

По уровню внедрения и готовности к использованию СМК компании холдинга были разделены на три основные группы:
1. Внедрившие СМК и успешно работающие по стандартам ISO.
2. Делавшие попытки внедрения СМК, но не добившиеся значительных результатов.
3. Не имеющие опыта.

Перед началом работы по внедрению СМК был проведен аудит всех направлений деятельности компаний.

Исключением не стали и компании, имеющие сертификаты соответствия СМК стандартам ISO.

В отношении вопросов управления человеческими ресурсами основными направлениями аудита стали:
1. Уровень производительности труда по сравнению с аналогичными предприятиями региона и отрасли.
2. Затраты на персонал в себестоимости продукции (услуг). Содержание и обоснованность затрат.
3. Наличие документов, регламентирующих порядок подбора, адаптации, аттестации сотрудников.
Уровень финансирования этих вопросов и эффективность. Наличие систем оценки результатов труда и эффективность их применения.
4. Уровень текучести кадров (прежде всего по ключевым подразделениям) и его причины.
5. Наличие программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации и переобучения работников, работы с резервом кадров. Уровень их финансирования, исполнения и   эффективности.
6. Уровень дисциплины. Общее состояние социально-психологического климата. Уровень корпоративной культуры. Наличие документов, регламентирующих порядок их контроля и корректировки.
7. Наличие документов, регламентирующих систему оплаты труда и премирования сотрудников. Уровень заработной платы по сравнению с предприятиями региона и сферы бизнеса.
8. Наличие системы нематериальной мотивации. Уровень ее использования и эффективности.
9. Уровень взаимодействия с профсоюзной организацией (при наличии).
Коллективный договор и его исполнение.
10. Состояние условий труда сотрудников. Уровень финансирования системы охраны труда и ее эффективность. Соблюдение графика отпусков.
11. Структура кадровых подразделений в компании, их авторитет и полномочия. Обеспеченность кадровых подразделений помещениями, техникой и квалифицированными специалистами.
12. Уровень автоматизации процессов управления человеческими ресурсами. Состояние кадрового делопроизводства. Претензии со стороны государственных органов контроля и судов.
13. Социальные программы. Работа с пенсионерами и ветеранами компании. Участие в  программах софинансирования пенсий, участие в негосударственных пенсионных фондах. Выплаты работникам, получившим травмы, увечья и профессиональные заболевания при добросовестном исполнении служебных обязанностей. Благотворительность.
14. Наличие внутренних (корпоративных) информационных ресурсов, информирующих сотрудников о задачах, успехах компании, ее подразделений и отдельных работников. Эффективность их работы. Уровень доверия к ним со стороны сотрудников.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия» № 3/2013

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».