Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Заключение трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Л.П. Фомичева,
Аудитор

Принимающему в штат бывшего государственного или муниципального служащего работодателю следует помнить, что нормативными актами предусмотрены определенные правила, которые он должен соблюдать. Ограничения для этой категории работников установлены Трудовым кодексом и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции). Несоблюдение норм законодательства влечет для организации крупный штраф, а для работника – расторжение трудового договора «по статье».

О том, что следует знать при заключении договоров с бывшим государственным или муниципальным служащим, вы узнаете из данной статьи.

Государственные и муниципальные служащие – кто они?
Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»). Особенностями и ключевыми понятиями в определении становятся: исполнение обязанностей именно по государственной должности государственной службы (а значит, только в государственных органах); порядок финансирования и наличие гражданства.

Система государственной службы включает в себя три вида государственной службы:
- военную службу;
- правоохранительную службу;
- государственную гражданскую службу (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 58-ФЗ).

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении (региональную).

Соответственно, под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная гражданская служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам ее  совместного ведения с субъектами Российской Федерации. Практически, она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих соответствующие должности в аппаратах таких федеральных органов государственной власти, как администрация Президента РФ, Государственная Дума РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и иных федеральных государственных органов (министерства, комитеты, службы, агентства и др.), образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих соответствующие государственные должности Российской Федерации.

Государственные должности РФ устанавливаются Конституцией РФ (статьи 11, 80, 101, 103, 110 и др.) и федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ установлен Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Региональной государственной службой, т.е. гражданской службой субъекта Российской Федерации, является профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Государственная гражданская служба в субъектах Российской Федерации осуществляется в аппаратах органов представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к гражданской службе.

Государственные должности субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий региональных государственных органов устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов. По аналогии с федеральными государственными органами региональные государственные должности связаны с исполнением обязанностей по обеспечению полномочий таких государственных органов, как губернатор (президент, глава), правительство (администрация), законодательный (представительный) орган (дума, собрание, совет), конституционный (уставной) суд, контрольно-счетный орган (палата), региональная  избирательная комиссия, уполномоченный по правам человека и уполномоченный по правам ребенка.

Соответственно они называются в региональных законах, определяющих статус и полномочия указанных органов.

В систематизированном виде региональные государственные должности оформлены по-разному. Как правило, перечень государственных должностей в субъектах РФ содержится либо  непосредственно в законах о государственной гражданской службе, либо в законах о  государственных должностях субъекта РФ. В ряде случаев это устанавливается отдельным законом (законами) о перечне (реестре) государственных должностей и (или) перечне (реестре) должностей государственной службы соответствующего субъекта Российской Федерации.

В то же время в некоторых республиках в составе РФ такие перечни утверждены указами главы (президента) республики.

При этом субъекты Российской Федерации ориентируются на статью 2.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая устанавливает, что перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом РФ. Такой перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.12.2009 № 1381.

Муниципальный служащий – это гражданин, исполняющий в установленном порядке обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. К муниципальным служащим не относятся работники, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований (статья 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Реестры должностей муниципальной службы утверждаются законами субъекта РФ (статья 6 Закона № 25-ФЗ).

На каких бывших государственных и муниципальных служащих распространяются ограничения
Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере; он совершает во многих случаях действия, которые вызывают определенные юридические последствия. Замещение некоторых должностей подвержено коррупционным рискам.

Гражданскому и муниципальному служащему запрещается совершать некоторые действия в период службы, например осуществлять предпринимательскую деятельность, а также участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законодательством (статья 17 Закона № 79-ФЗ и статья 14 Закона № 25-ФЗ). Но эти ограничения в статье мы рассматривать не будем.

Нас интересуют взаимоотношения организаций-работодателей только с бывшими государственными служащими.

Гражданин, замещавший определенные «запретные» должности государственной (а равно муниципальной) службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы не имеет права:
- замещать должности (заключать трудовой договор) в коммерческой или некоммерческой организациях;
- выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организациях в течение месяца стоимостью более 100 000 рублей, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности.

Это установлено в пункте 3.1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ, пункте 4 статьи 14 Закона № 25-ФЗ и части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции.

В пункте 4 статьи 1 Закона о противодействии коррупции сказано, что под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 22.06.2012 № 17-1/10/1-248 и разъяснениях от 05.10.2012 указало, на кого распространяются эти ограничения в целях применения части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России отметил, что круг лиц, на которых распространяется данное ограничение («запретные должности»), установлен пунктом 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Им установлен перечень должностей федеральной государственной службы, для которых обязательно декларирование доходов, имущества и обязательств имущественного характера государственным служащим и его родственниками. Речь идет о гражданах:
- которые ранее замещали должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента  Российской Федерации от 18.05.2009 № 557;
- включенных в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об  имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557.

Напомним, что в двух первых разделах указанного Перечня законодатель использовал прием перечисления различных категорий должностей относительно каждого ведомства (дефакто – от заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти до руководителей и отдельных ответственных работников структурных подразделений).

В Разделе I перечислены должности, отнесенные к:
- высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы;
- должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ.

В Разделе II «Должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов» перечислены должности в определенных государственных ведомствах.

В Разделе III «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками» Перечня перечислены функциональные критерии исполнения должностных (служебных) обязанностей, которые предусматривают:
- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
- управление государственным имуществом;
- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Таким образом, законодательный прием определения ограничения исходя из критерия функциональных обязанностей фактически позволяет распространять специальные  антикоррупционные ограничения на максимально большее количество категорий государственных должностей.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия» № 4/2013

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».