Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N5 / 2013

Инструменты достижения результата

Н.Е. Папонова,
Консультант по управлению
человеческими ресурсами,
менеджер по персоналу
ЗАО «ГК «Астория»

Цели – желаемый результат карьерного, профессионального, личного плана человека/сотрудника; поэтому определение соответствующих целей является ключом для разработки успешного плана, достижения успеха. Цели не должны концентрироваться на решении каких-либо проблем, не должны быть чрезмерно ограниченными.

Цели должны быть SMART (разумными – англ.). – Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timed – конкретными, измеримыми, достижимыми, соотнесенными с возможностями и ограниченными по времени. Есть одно полезное высказывание «Достигаешь того, что измеряешь». Следовательно ставить цели необходимо:
S – конкретные;
M – измеримые;
A – достижимые;
R – ориентированные на результат;
T – определенные во времени.

Вряд ли имеет смысл ставить себе и другим цели, если не существует способа определить, насколько продвинулись к достижению цели или даже достигли ее или нет. Точно так же цели должны казаться реальными тем, кто, как предполагается, будет работать для их достижения. Если они кажутся недостижимыми даже для сверхусилий, то их будут игнорировать. Цели должны быть сфокусированы на собственной деятельности конкретного человека/сотрудника и не пересекаться с деятельностью других или зависеть от нее.

Достижение результата (цели) предполагает какое-либо изменение в определенный период времени. Для дальнейшего развития способности к достижению результата следует понимать, на каком уровне человек/сотрудник в данный период находится.

Компетенция «Ориентация на результат» – ориентированность на постановку целей, задач, а также определение путей их наилучшего достижения.

Или компетенцию «Ориентация на достижение результата» можно представить следующим образом:

Кроме ориентации на достижение результата человеку/сотруднику необходима мотивация достижения – это внутренняя нацеленность на результат, высокая работоспособность, готовность браться за сложные задачи, активность и настойчивость в достижении цели. К критериям данной компетенции можно отнести:
- нацеленность на достижение результатов;
- настойчивость в достижении цели;
- способность и потребность брать на себя ответственность за действия в период достижения цели;
- проявление инициативы, влияющей на достижение цели;
- умение извлекать опыт из собственных ошибок при достижении цели;
- увлеченность собственной деятельностью;
- мотивация окружающих людей/сотрудников.

Компетенция «Ориентация на результат» необходима людям/сотрудникам, которые стремятся достигнуть чего-либо в жизни. Однако следует помнить, что прежде чем приступать к достижению намеченной цели, следует воспользоваться инструментом анализа плюсов и минусов предполагаемого результата до достижения цели, то есть проанализировать все стороны «сейчас» – иначе, получив необходимый результат, можно почувствовать себя неудовлетворенным или не достигнуть намеченной цели, но при этом потерять часть преимуществ текущего состояния.


Следовательно, требуется найти наиболее простой и быстрый способ достижения желаемого результата, который сохранит действующие и добавит новые преимущества.

Попробуем оценить общую совокупность перемен, связанных с достижением намеченного результата. Например: выбранная цель может не согласовываться с целями окружающих. Если не считаться с этим, ждет неудача: достижение цели может испортить взаимоотношения.

Для нахождения оптимального варианта, при котором сохраняются все имеющиеся плюсы, и одновременного плюсы достижения новых результатов и соответствующих преимуществ, следует воспользоваться управленческим инструментом SMART, а именно, при его помощи внимательно формулировать желаемый результат и попробовать ответить на следующие вопросы:
Уверен ли, что действительно хочу достигнуть такого результата?
Чего добьюсь, как только достигну такого результата?
Как изменится жизнь после достижения этой цели?
Как результат впишется в нынешнюю жизнь?
Что значит для меня этот результат?
Какое влияние результат окажет на дальнейшую жизнь?
Какие преимущества принесет достигнутый результат?
Как это повлияет на дальнейшую жизнь?
Что станет невозможным, если достигну поставленной цели?
Что случится, если не добьюсь своей цели?
Что станет невозможным, если не добьюсь своей цели?
В каких сферах жизни достигнутый результат принесет преимущества, а в каких может обернуться потерей?
Исходя из анализа ответов следует выбирать такие цели, которые заслуживают достижения.

Необходимо, чтобы поставленная цель стоила затраченных усилий и была ценной. То есть результат не просто сравнивается с преимуществами данного периода, а сопоставляется с личностью человека/сотрудника и его долговременными жизненными целями. Будет ли результат соответствовать характеру человека/сотрудника и системе его ценностей? При выборе и достижении повседневных целей редко кто задумывается над ними, но именно оценка достижения этих целей образует аспект мотивации человека/сотрудника. Также следует выявить любые противоречия между поставленной целью и личностью человека/сотрудника, его убеждениями и ценностями.

Например, с помощью вопросов:
Стоит ли результат усилий, которые придется потратить на его достижение?
Какие последствия в дальнейшем вызовет достижение этой цели?
Что поменяется в жизни?
Повлияет ли эта цель на характер человека/сотрудника и общие стремления?
Приведет ли это к появлению новых целей?
Какими дальнейшие цели могут быть?
По какой причине надо-могу-хочу достигнуть цели?

Можно использовать такой инструмент, как «Создание ситуации успеха»:

1. Человеку/сотруднику необходимо развивать в себе способность «побуждать к деятельности самого себя». Когда нет желания действовать для осознанно важной для Вас задачи, пообщайтесь с самим собой, убедите самого себя в положительном результате, это поможет преодолеть трудности самоорганизации. Напишите несколько вариантов побуждений себя на определенное действие (просьбы, приказы, логические аргументы, эмоциональные призывы или грубые ругательства), которые подействуют лично на вас.

2. Разбейте цель на ряд конкретных промежуточных этапов и осознайте важность достижения каждого из них в определенные сроки. Ставьте перед собой как можно больше конкретных (и реальных) целей и стремитесь достичь их.

3. Спланируйте, как добиться определенной цели. Однако помните, что достижение легких целей не будет переживаться как успех.

4. Определите количественные или качественные показатели, по которым можно фиксировать даже незначительные позитивные сдвиги в работе, тогда жизнь становится веселее и работать намного легче.

5. Приложите усилия, чтобы успешно выполнить поставленное задание, достичь хотя бы одну из поставленных вами целей. Помните, что сумма достижений и успехов постепенно накапливается, а вместе с ней растет самоуважение и желание достигнуть большего.

Этот положительный багаж мотивирует на дальнейшие действия и не останавливаться на полпути.

6. Не забудьте похвалить самого себя за то, что добились даже небольшого. Позитивные эмоции, связанные с достижением успехов, очень важны. «Наградите» себя чем-нибудь. Какой приз вы для себя приготовили?

Очень важно создать себе ситуацию успеха. При планировании этапов достижения цели может быть достижением первого из них.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».